Мультимедийное пособие подготовлено сотрудниками Пермского Молодёжного «Мемориала» и предназначено для учителей истории. Здесь опубликованы материалы, которые помогут преподавателю обсудить со старшеклассниками и наглядно показать особенности сталинской эпохи: методологические разработки к урокам, презентации к ним, темы возможных дискуссий, документы центральных и региональных архивов, воспоминания, статьи исследователей. Один из разделов включает специально разработанные материалы для подготовки к сдаче ЕГЭ по истории.
Введение
Федеральный базисный учебный план отводит 70 часов на изучение предмета «История» в 11 классе. Из них на «Историю России» выделяется время в объёме не менее 36 часов, на «Всеобщую историю» – в объёме не менее 24 часов. Резерв учебного времени составляет 10 часов, которые могут быть распределены учителем в зависимости от интересов школы или учащихся.
На сегодняшний день на историю ранней сталинской эпохи (с 1922 до 1941 годов) отводится обычно 5 часов, на историю Великой Отечественной войны – 7 часов и ещё 1-2 часа на социально-экономическое положение СССР после войны и восстановление народного хозяйства.
За это время надо успеть дать ученику очень много информации, а также привить ему навыки критического анализа источников, самостоятельного поиска информации, установления причинно-следственных связей между явлениями, ведения дискуссии по историческим проблемам, формулирования собственной позиции, используя исторические сведения. Учитель истории должен каким-то образом задействовать и региональный компонент. Не будем забывать и особенности реформы российского образования, по которой учителя вынуждены соотносить свою деятельность с подготовкой учащихся к тестам Единого государственного экзамена (ЕГЭ).
В предлагаемом пособии мы постарались учесть все эти моменты. Его цель – методически оснастить учителей материалами по преподаванию истории сталинской эпохи в современных условиях.
При его составлении мы решали сразу несколько задач:
1. Предоставить преподавателям полезное методическое пособие, способное помочь формировать у учащихся собственную позицию по отношению к событиям и явлениям сталинской эпохи.
2. Представить учащимся и учителям исторические документы из местных и центральных архивов, которые помогут обучить критическому анализу источника, раскрыть малоизвестные факты советской повседневности.
3. Дать полезные для работы на уроках задания, посвященные сталинской эпохе, по форме похожие на задания ЕГЭ по истории: для работы с источником (С1-С3) и для анализа исторических версий и оценок (С7).
4. Сформулировать проблемы для дискуссий, способные научить критически мыслить, различать мифологические черты образа Сталина от реальных.
5. Отобрать материалы, которые помогут учителям подготовить уроки по проблемам повседневности сталинской эпохи.
6. Предоставить серию презентаций по различным темам тоталитарного периода.
Наши материалы и задания сделаны, в первую очередь, на местном, пермском архивном материале и воспоминаниях. В то же время, имеются подборки документов из центральных архивов, статей исследователей, опубликованных мемуаров (см. Раздел №1). Все эти материалы могут быть полезны на уроках истории в качестве иллюстраций, источников для критического анализа и аргументов для дискуссий. Учитель может выбрать для себя наиболее интересные задания, использовать их полностью или частично.
Серия презентаций и методологических разработок к ним позволяют провести интересные, наглядные и развивающие уроки на отдельные темы (см. Раздел №2). Большинство презентаций разработано в рамках пособия «История Большого террора» (авторы – А.Б. Суслов, С.А. Дианов, Д.С. Стринкевич, Л.И. Камакаева, Д.Н. Жадаев). Имеются также презентации, дидактические материалы и материалы для учителя, сделанные автором данного пособия.
Другие разделы пособия содержат задания для работы учащихся. Во-первых, это темы для дискуссий двух типов, разных по сложности (см. Раздел №3). Первый вариант дискуссии связан с анализом визуальных образов. Он предполагает формулирование своего мнения и его аргументацию. Это наиболее простой вариант дискуссии, он может органично вписываться в урок по определенной тематике и занимает немного времени. Второй вариант дискуссии проводится в форме дебатов. Его преимуществом является то, что активная позиция ученика сочетается с возможностью научиться критическому анализу источников и умению вести диалог, приводить аргументы, слушать оппонентов, задавать вопросы. Дебаты готовят учеников к решению заданий С7 по ЕГЭ – анализ исторических версий и оценок.
Во-вторых, разработана серия заданий, аналогичных вопросам С1-С3 ЕГЭ по работе с источниками (см. Раздел №4). Документы, которые предназначены для анализа, отобраны в пермских и московских архивах. Они интересны сами по себе и могут быть использованы в качестве иллюстрации при изучении соответствующей темы. К тому же их можно применять как для письменных работ, так и для устных обсуждений на уроках истории.
Надеемся, что наше пособие окажется для вас полезным. Свои замечания и дополнения по нему можно отправлять на электронную почту пермского Молодёжного «Мемориала» pmem@yandex.ru
Публикации по теме:
- Кто, как и зачем сохраняет сегодня память о ГУЛАГе? Эфир на «Эхе Перми»
- «Власть там не первая...» / Интервью с Робертом Латыповым (Пермский «Мемориал») о ситуации вокруг «Перми-36»
- «Для нас очень важно, чтобы люди понимали, что политические репрессии - это конкретные судьбы людей, которые жили с вами на соседних улицах» Эфир на «Эхе Перми»
- О выставке «Папины письма»
- Настоящее прошлого: июль 2014-ого
- Просветительский центр Пермского «Мемориала» возобновляет свою работу
- Снова ощутить вкус к жизни
- Пермь присоединяется к акции «Возвращение имён»
- В Перми прошла гражданская акция «Возвращение имен»
- В Пермском крае идёт подготовка Дня памяти 30 октября
- Пермский «Мемориал» презентовал электронную Книгу памяти жертв политических репрессий и Карту ГУЛАГа в Прикамье
- Сегей Пархоменко: Жизнь в незнании - это жизнь неполноценная