Я выбираю свободу!
Мария Черемных
Я выбираю Свободу -
Но не из боя, а в бой,
Я выбираю свободу
Быть просто самим собой.
Сегодня, 25 января, кроме дня студентов и дня Татьян, в моём личном календаре есть ещё один праздник – день рождения Владимира Семеновича Высоцкого. Лишь краешком своего детства я застала его жизнь и чуть большей частью – его запрещенность. Великое счастье, что современным молодым людям не приходится слышать настороженный шепоток: «Как, ты слушаешь (фамилия)? Это же нельзя!» Как вариант: «Он же…» и некая оценка: алкоголик, антисоветчик – вариантов время предоставляло множество.
Для меня Высоцкий – человек, у которого есть своё Слово. Можно сказать – мнение, позиция, взгляд на вещи, но, как не назови, всё воплощается в Слове. Именно это пугает тех, кто готов некритично подчиниться авторитарному строю или диктату конкретной личности. «Штрафные батальоны», «Я не люблю», «Тот, который не стрелял», «Банька по-белому» – это сюжеты не из учебников истории. Это картинки из жизни наших соотечественников. Кто знал об этой жизни? Кто мог сказать
о ней другим? А он мог. Не значит, что не боялся или комфорта не жаждал, просто мог! Со всеми вытекающими…
Сейчас у нас есть Высоцкий. У каждого свой и у всех один. Время пока и к сожалению не подарило нам кого-то столь же масштабного, яркого и противоречивого.
26 декабря в 19.00 на Крупской, 40 на очередном «волонтёрском четверге» я предлагаю поговорить о Владимире Высоцком. Вернее, о его творчестве. Могу определить примерную тему: «Историческая память в стихах и песнях Владимира Высоцкого» или менее мемориальский вариант – «Образы истории в творчестве Владимира Высоцкого». Определимся точнее, когда встретимся. Главное, чтобы вечер не превратился в моноспектакль или диалог сотрудников. Согласитесь, и так у нас бывает.
Предлагаю, друзья мои, обратить свои взоры на его творчество: посмотреть, послушать, подумать, почувствовать. Сегодня весь день будут показывать различные программы, посвященные этому великому человеку, но боюсь, что таким гражданственным, ценящим историю своей страны во всех её проявлениях (очень мемориальским, как мне кажется) нам его не покажут. Но ведь это не значит, что встреча не должна состояться?! Читайте, открывайте стихи, которые вам бы хотелось прочесть публично (была у нас в «МиРе» такая традиция), готовьтесь представить свои мысли и чувства!
Мы живём в сложное время. Интересно, а когда оно было лёгким? И было ли оно? Готовясь к недавнему митингу на Пушкинской площади «Москва для всех!», Виктор Шендерович, позвавший москвичей, писал на сайте «Грани. Ру», радуясь, что митинг «не отправили на кудыкину гору»: «всё-таки имя Пушкина, со всей арапской очевидностью, на нашей стороне – грех терять такого союзника в войне с недоучками! (Интересно, сколько пушкинских строк смогли бы вспомнить совокупно участники сборища на Манежной? Русские они, видите ли…)».
Ещё один аргумент за союз с классикой: чтобы ни происходило вокруг – с нами Высоцкий: его воля, разум, оптимизм и правда. Как бы пафосно это не звучало.
Хрупкое оно счастье свободы слова, но стоит за него держаться. Поверьте, филологу!