Творческий отчет о гражданских мастерских Молодежного «Мемориала» в Саранске и в Нижнем Новгороде
Творческий отчет о гражданских мастерских Молодежного «Мемориала» в Саранске и в Нижнем Новгороде
«Топим космос» - с такими невеселыми мыслями в середине ноября я отправлялась в путь. Ни секунды не сомневаясь в нашем с Робертом профессионализме, я ловила себя на сомнениях в эффективности данного проекта. Впереди были Саранск и Нижний Новгород, новые люди, встречи, семинары, круглые столы и много разного нового и необычного. Ну, поехали мы такие светлые и энергичные, опытные и креативные помогать молодежи развивать институты добровольчества. А много ли мы сможем добиться? Каковы будут результаты недельного путешествия?
Несколько лет работы в некоммерческом секторе пробудили во мне какое-то острое чувство критичности. Меня теперь всегда интересует результат. Я все чаще задаюсь вопросом «что изменится в результате того или иного мероприятия?». В нескольких частях отчета я попробую показать результаты, которые на мой, сугубо субъективный взгляд, выразились в новом опыте, интересных мероприятиях, коллективных размышлениях, не оставивших участников равнодушными. Полагаю, что опыт, полученный участниками мастерских, позволит всем нам действовать осмысленней.
Часть 1. Саранск
PR в добровольчестве
Наше пребывание в республике Мордовия началось с диалога о технологиях PR в добровольчестве. Из рассказов наших коллег мы знали, что в республике много молодежных организаций, мероприятия которых системно и без каких-либо усилий освещаются в прессе. О добровольчестве пишут в газетах, показывают различные сюжеты по телевидению. В общем, недостатка в информационных ресурсах молодые люди Саранска не испытывают.
Но давайте задумаемся, всякое ли освещение мероприятия есть пиар? И вообще что такое public relationship в контексте деятельности НКО? Как выяснилось в ходе встречи многие участники, представители различных молодежных организаций, не разделяют связь с общественностью и рекламу. Исходя из такого понимания, любое упоминание в СМИ воспринимается как продвижение организации. На самом деле все не так. Говорить о PR-технологиях в контексте освещения мероприятия уместно при наличии эффектов. По мнению участников встречи, острой проблемой добровольческих организаций города Саранска является то, что зачастую конкурентная борьба идет за одних и тех же активных молодых людей, которые активно участвуют в деятельности некоммерческого сектора. Мало новых участников. Часто трудно привлечь волонтеров для проведения той или иной акции, поскольку в данное время они заняты на акции «конкурентов». Отмечу, что наши коллеги из Саранска не воспринимают друг друга конкурентами в деятельности, а лишь отмечают нехватку активных молоды людей. Где этих молодых людей взять? Вырастить, воспитать, помочь состояться в общественном пространстве. И не обязательно воспитывать лидеров, как это любят делать сегодня различные общественные и государственные организации. Важно помогать человеку состояться как участнику, как неравнодушному гражданину. Одна из важных задач добровольчества в современном мире – приобщение людей (разных!) к улучшению жизни как своей (в своем дворе, районе, городе), так и жизни других, кому нужна помощь.
Интересным наблюдением для меня стало открытие, что в Саранске очень много педагогических отрядов. То есть наиболее бурная общественная деятельность молодежи связна с подготовкой и работой вожатых. Оказалось, что вожатые из Мордовии пользуются популярностью в других регионах.
Последней трудностью, требующей внимания участников добровольческих организаций можно назвать непонимание общественности. Некоторые участники встречи искренне признались, что родители не позволяют им пойти в некоторые организации. Вообще многие жаловались на непонимание со стороны близких. Полагаю, что это и есть одна из важных стратегических задач продвижения идей добровольчества в современной России. Разъяснение, вовлечение людей разного возраста в акции и проекты, демонстрация интересных практик с реальными и понятными всем результатами – все это предстоит осуществлять общественным организациям, которые хотят быть успешными как в своем регионе, так и за его пределами.
Думается, что проблематика, обозначенная участниками встречи в Саранске, типична для большинства городов. А значит, имеет смысл нам всем, продвигающим институт добровольчества словом и делом, открывать интересные техники продвижения не только основных идей, но и разъяснения значения нашей деятельности.
Радостно, что мы приходим к тому, что волонтеры сами приходят с готовыми идеями и готовы реализовать все самостоятельно от "А" до "Я".
Поэтому хочется сказать СПАСИБО!И до следующей встречи!:-)