Корпоративное добровольчество: почему, зачем и как его развивать?
29 сентября в Перми в офисе Молодёжного «Мемориала» состоялся круглый стол на тему «Развитие корпоративного добровольчества в Перми». Мероприятие объединило представителей общественных организаций и бизнеса.
Круглый стол собрал представителей ОАО «Мотовилихинские заводы», Западно-Уральского банка Сбербанка России, ЗАО «Новомет».
Кроме Молодёжного «Мемориала» в круглом столе приняли участие представители нескольких общественных организаций, нуждающихся в помощи добровольцев. А также начальник Комитета по молодёжной политике администрации Перми Евгений Хузин и президент Фонда поддержки социальных инициатив «Содействие» Нина Самарина. Встреча прошла при поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций Пермского края.
Под корпоративным добровольчеством понимаются любые формы поддержки и поощрения компанией участия своих работников, а также членов их семей и пенсионеров компании в решении социальных проблем местного сообщества в качестве добровольцев.
Хроника круглого стола
Во вступительном слове сопредседатель Молодёжного «Мемориала» Роберт Латыпов отметил основные мотивы, побудившие организацию серьезно заняться корпоративным добровольчеством. Он отметил, что сейчас ни благотворительность в традиционном представлении, ни социально-ответственный бизнес не решают проблем современного общества. Отчасти эти понятия превратились в некую формальность, повинность, которая реализуется скорее по привычке или по долгу службы.
Кроме того, традиционное российское определение портрета волонтёра как молодого человека (чаще студента, реже школьника) не удовлетворяет современным общественным запросам. Всё чаще в качестве волонтёров требуются специалисты, люди со сложившимися ценностными установками, с определенным опытом и профессиональными компетентностями.
При этом проблематика, в которой работают добровольческие объединения, не упрощается, а наоборот – выходит на более сложный уровень. Не становится меньше больных и стариков, нуждающихся в помощи, стремительно ухудшается экологическая ситуация, возникает острая необходимость влияния на власть.
Долго обсуждая и осмысливая проблематику современного добровольчества, сотрудники «Мемориала» пришли к выводу, что переход добровольчества на новый качественный уровень – это общественный интерес нашего посткризисного, сотрясаемого различными катаклизмами общества. Развитие корпоративного добровольчества – новый шаг к решению различных общественных проблем.
В роли эксперта выступила президент фонда поддержки социальных инициатив «Содействие» Нина Самарина. Она отметила, что развитию корпоративного добровольчества мешает отсутствие информационной среды. Как правило, информация о корпоративных программах предприятий не доступна НКО, а запросы НКО не доходят до корпораций. Важность взаимодействия бизнеса с некоммерческим сектором очевидна, поскольку только так у предприятий могут выстраиваться прямые контакты с местным сообществом. В качестве существенной трудности в работе с корпоративными добровольцами Нина Самарина отметила также разобщенность некоммерческих организаций.
- Мы друг за другом бегаем по одним и тем же бизнесам, – отмечает эксперт, – тем самым раздражая бизнесменов и обретая репутацию побирушек, которые вечно просят денег. А бизнес устал от неопределенности, ему надоели наши благодарственное письма. Он делает что-то своё, определяя это как благотворительность, и считает, что этого вполне достаточно. Сегодня представителями некоммерческого сектора важно самим посмотреть на себя, на свою деятельность, начать взаимодействовать с другими. В качестве одного из решений данной проблемы мы видим создание сайта НКО Пермского края. Сейчас он запускается в пилотном режиме. И мы рассчитываем, что благодаря этому ресурсу, мы сможем объединять усилия, делясь актуальной информацией.
Представители бизнеса так же выделили ряд трудностей, мешающих эффективно взаимодействовать в сфере корпоративного добровольчества.
Галина Михайлова, начальник группы развития персонала ЗАО «Новомет» отметила, что часто представители НКО не знают о специфике планирования бюджета предприятия. Стоит учесть, что бюджет предприятия на квартал формируется за месяц до его начала, а, значит, и заявки на средства стоит подавать заранее. Важным во взаимодействии является и необходимость соотнесения планов мероприятий, поскольку у каждого предприятия есть и свои планы, которые всегда будут приоритетнее чужих (особенно внезапно предложенных). В то же время у НКО есть важный ресурс, понимаемый и высоко оцениваемый бизнес-сообществом – наличие обратной связи. Сотрудничество со СМИ – ценный ресурс для бизнеса.
В ходе круглого стола его участниками были сформулированы и другие проблемные вопросы, ответить на которые ещё предстоит:
- Есть ли исследования о наличии мотивации для добровольчества? Речь идёт не только и не столько о учащейся молодёжи, сколько о более возрастной и социальной группе людей, прежде всего работающей в бизнес-сфере и на предприятиях.
- Что лучше: когда человек сам принимает решение стать добровольцем или когда его «втягивает» корпорация (предприятие)?
- Как разделить понятия «благотворительность» и «добровольчество»? Где граница? Как сделать так, чтобы второе стало не менее важным и поддерживаемым со стороны бизнеса?
- Как преодолевать административные регламенты при оказании благотворительной помощи? Пример с акцией по сбору вещей для дома престарелых, эффект которой оказался значительно ниже из-за обязательства пройти многочисленные согласования и заключить трёхсторонний договор.
- Как научиться эффективно взаимодействовать с бизнес-структурами?
- Где взять образцы акций, мероприятий, которые можно реализовать у себя на предприятии?
- Как научиться «правильно просить»?
- Что должно входить в типичный «пакет» обращения к бизнес-структурам?
- Как пропагандировать корпоративное добровольчество?
- Как вырастить инициативу «снизу»?
Безусловным достижением данного круглого стола стало честное обсуждение проблем корпоративного добровольчества. Хочется верить, что увидевшие друг друга представители разных структур смогут научиться действовать на благо общества.
Мария Черемных,менеджер просветительского направления Молодёжного «Мемориала»
Дорогие друзья! Предлагем вам познакомиться с мнением Марии Черемных о корпоративном добровольчестве.