В Перми «стирали границы». Газета "Пермские новости"
Узница концлагеря и дочь немецкого солдата встретились в добровольческом лагере по ремонту квартир. «Стирая границы» был чуть ли не единственным летним волонтёрским лагерем, где участвовали и россияне, и иностранцы. Добровольцы ремонтировали квартиры малолетних узников нацистских лагерей. Корреспондент «ПН» ещё во время лагеря встретился с одной из бывших узниц и иностранцами, приехавшими в Пермь.
В большой комнате квартиры Лидии Уткиной находим свободные кресло и табуретку. Ремонт, говорит пенсионерка, она переносит стойко: «Мужественно терплю».
«ВАЛЯЛИСЬ ЛОШАДИ, ЛЮДИ, МНОГИЕ ДОМА ГОРЕЛИ…»
В 1941 году девочке было шесть лет. Её семья жила в Брестской крепости. 21 июня там остались только старики, женщины и дети: военные были на учениях. «Ночью началась бомбёжка, – вспоминает женщина. – Мы спустились в подвал. Когда бомбёжка прекратилась и мы поднялись наверх, всех потряс вид вокруг: везде валялись лошади, люди, многие дома горели».
Началась эвакуация. Граждане должны были добраться до железнодорожного вокзала. Но не успели они этого сделать, как нагрянули фашисты. «Все побежали в разные стороны. Мы хотели спрятаться в кустах у речки. Но нас нашли».
«Пол крутится, прямо как на сцене, – вспоминает Лидия Алексеевна санобработку в концлагере. – Мы там стоим раздетые. Два немца поливают нас из шланга. Тех, кто падал, уносят – их дальнейшую судьбу я не знала». «Газовая камера в «Освенциме» работала постоянно, – говорит Лидия Алексеевна. – Все её видели. Ещё каждый день по несколько часов мы проводили на плацу».
В январе 1945-го узников освободили. Юные граждане Советского Союза отправились в детские дома. Но на этом испытания не закончились.
«МОЛЧА ПРОЖИТАЯ ЖИЗНЬ»
Спустя некоторое время отец нашёл девочку и забрал её из детдома. В 1953-м году они стали жить в Перми.
Время после освобождения пенсионерка называет «молча прожитой жизнью»: она никому не рассказывала о том, что была в концлагере, потому что боялась попасть в лагерь ГУЛАГа.
В конце семидесятых Уткина оказалась на экскурсии в «Освенциме»: «У меня отнялись ноги. Когда показывали документальный фильм с кадрами освобождения, я узнала на плёнке себя. Из меня вырвался какой-то крик».
На Родине этот крик остался тайной: «Только в 1993-м году я открыла рот», – говорит бывшая узница.
«ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ РУССКИЕ ПОМОГЛИ НЕМЦУ»
Рита Брокстернанн (Германия), Дилан Эркизи (Германия) и Моритц Каспер (Ирландия) разворачивают в коридоре рулон обоев, прикладывают к бумаге линейку. Остальные волонтёры работают у других узников.
Моритц учится в университете в Дублине. Вот уже год юноша изучает русские язык и религию. В свободное время снимает фильмы. Лето молодой человек посвятил добровольчеству.
«Увидел объявление в Интернете об этом лагере», – говорит Моритц. Так как было свободное время, подумал: а почему бы и нет? Во-первых, меня интересует русская культура, – объясняет ирландец, почему приехал сюда. – Во-вторых, если ты приезжаешь в страну не как турист, а как волонтёр, у тебя больше возможностей общаться с людьми, узнавать что-то новое».
Добровольцы живут в соседней школе. Моритц спит вместе с другими в одном из классов на матрасе, считает эти условия нормальными.
Выпускница немецкой школы Дилан попала сюда, потому что ей нравится общаться с разными людьми. А также помогать другим: «Помогать надо не только своей семье, но и другим людям. Лидия Алексеевна – добрая, симпатичная, гостеприимная. Ей очень нравится, когда мы приходим».
Рита работает учителем истории. В начале сороковых её отец воевал в России. «Он был ранен. Когда шёл из части в часть, русские, видимо, подумали, что он дезертир, и приютили его». С тех пор русские Рите нравятся. И хоть другие историки сомневаются, что то, что она рассказывает об отце, могло произойти на самом деле, это не останавливает учительницу от поездок в нашу страну.
БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ОТЦА
«Они отличаются от русских, – говорит Лидия Алексеевна. – Делают всё более медленно, например, на работу, которую можно сделать за несколько дней, у них уходит неделя. Но зато всё получается более аккуратно, тщательно».
Ремонт был очередным испытанием для Лидии Уткиной. Волонтёры помогли ей его пройти. При этом получили каждый своё: кто-то – путешествовал, кто-то – общался с людьми, кто-то – отблагодарил русских за своего отца.
>> фотофакт
Школьница Мария Маркелова из Перми тоже занималась этим летом волонтёрством. Она, как и другие волонтёры организации защиты животных «Снежный барс», стоя на улице, предлагала прохожим взять котят. Дома, говорит Мария, сидеть скучно. Девушка стала искать в Интернете тех, кому нужна помощь.
Так и вышла на «Снежный барс». Предлагала взять котят Маша несколько часов во второй половине дня. Почти каждый день. Котят берут сразу, говорит девушка. Животных постарше пристроить труднее. При этом каждого десятого кота или кошку новые хозяева возвращают.
Список всех организаций, которым нужна помощь волонтёров, можно найти на сайте www.volonter59.ru.
Вячеслав Петров