Пермский Мемориал



Яндекс.Метрика

Новости

Исландия глазами пермского волонтёра

DSCN0360 Это был мой первый опыт участия в волонтёрском лагере и первый опыт посещения Исландии.

 

Ещё на стадии утверждения моей кандидатуры и получения всех инструкций я почувствовала, что другие участники всего этого процесса относятся с большой заботой к своему делу в целом и ко мне как волонтеру в частности. Мне пришло несколько информационных писем, где прикладные сведения об Исландии (как добраться из аэропорта до Рейкьявика, где обменять валюту, как найти место размещения волонтёров, как оплатить проезд в общественном транспорте, погодные условия и многое другое) были поделены на удобные и читабельные блоки. Как в небольшой книге – книге для международных волонтёров в Исландии. Также незадолго до приезда мне прислали что-то вроде списка уточняющий вопросов, целью которых было удостовериться, поняла ли  я некоторые особо важные организационные моменты (например, про обязательную страховку и возможность раздать всем участникам проекта мой email). Меня эта мини-анкета в хорошем смысле успокоила, поскольку в информационных письмах сведений было очень много, а анкета представляла собой напоминание о самих требованиях. Благодаря такой продуманной поддержке на стадии подготовки к проекту мои ожидания и настрой были самыми наилучшими.

 

В самой Исландии вечный март: погода от -5 до +10 практически целый год, а так как я ездила туда в марте, то контраст пермской и исландской весны – разительный. Во-первых, там гораздо меньше грязи. То есть, конечно, немного луж имеется, но большинство тротуаров (особенно основных) слишком ровные и чистые для этого. Велодорожки, как и в Перми, расчерчены прямо на пешеходных зонах – и по ним тоже ходят люди! А ещё после того как и в Рейкьявике увидела написанные баллончиком на стенах неразборчивые слова, я поняла, что Пермь – не одна такая. Что это не только наш город, не наша страна, из которой «пора валить», а весь мир сейчас так устроен – даже осознанная и вежливая Исландия этого не избежала.

 

На улицах очень чисто. И не то чтобы количество урн для мусора зашкаливает, просто люди не выбрасывают обертки на дорогу. Еще бы, им же самим потом бегать трусцой мимо них! На пробежку выходят многие исландцы: бегают вдоль берега океана или по лесу, отдельно или группами человек по двадцать-тридцать, в смешных обтягивающих термокостюмах или просто в теплых штанах. Побегали – и в бассейн, наверное. Безлимитный вход в бассейн стоит примерно как кружка пива в «счастливый час» – около 200 российских рублей. Я была всего в двух бассейнах, но на самом деле, их в Рейкьявике больше. Причем они здесь не простые, а что-то вроде спа-комплексов с несколькими горячими ваннами под открытым небом (некоторые из них гидромассажные) и чем-то вроде турецкой сауны (хотя мы с моей болгарской подругой решили, что это скорее комната с горячим и влажным паром,  так как там прохладно для настоящей турецкой бани).

 

Неудивительно, что исландцы – нация долгожителей: они бегают, купаются, дышат свежим воздухом. Пачка сигарет там стоит 8 евро – это два похода в бассейн, алкоголь также недешёвый – травиться дорого. Зато можно бесконечно, безлимитно и бесплатно смотреть на океан и на горы, которые видны прямо из центра Рейкьявика (город расположен в бухте, окруженной горами). Когда я вернулась домой, мои суставы были как будто смазаны маслом – бегать на дорожке было легче и чувствовалось общее улучшение здоровья.

 

dom_pod_goroy

 

Цены на еду, если знать места (супермаркет Bonus), – московские. То есть дороже пермских, но можно найти, чем поживиться. Одежда жутко дорогая, а эти всему миру известные свитера с нордическим рисунком ещё и колючие. Не понимаю, почему люди их покупают. Овощи и фрукты вопреки моим ожиданиям были вовсе не водянистыми и безвкусными, а нормальными, как дома. Позже мне объяснили, что в Исландии их выращивают в теплицах, внешне похожих погруженные в землю планетарии – на поверхности торчит только большая полусфера.

 

Свой выходной я потратила на посещение университета Рейкьявика. Он состоит из нескольких маленьких корпусов, самый старый из которых обладает чем-то вроде мании величия. Иначе зачем трехэтажному зданию столько вертикальных полос в архитектуре? У меня голова закружилась, когда я посмотрела вниз с третьего этажа. У входа не было ни вахтера, ни охранников, ни турникетов – ничего из того, что помешало бы мирному русскому волонтёру осмотреть исландский университет. Внутри на первом этаже есть туалет для инвалидов. Возможно, и у нас он есть (или появится когда-нибудь), а Рейкьявик уже сейчас готов принять людей с ограниченными физическими возможностями. Также меня заставили размечтаться экраны, на которых, как в аэропортах, было написано, где и какая лекция сейчас проходит, и кто её ведет. Эта маленькая деталь показалась мне настолько удобной, что я добавила еще несколько мысленных плюсов Рейкьявику. Но что вызвал окончательный вздох восхищения и зависти, так это зал для индивидуальной работы, который располагался за стеклянными стенами одного из корпусов. Там на каждое учебное место отводилось пространство стола примерно 1 на 1,5 метра и стул с высокой спинкой! Тот самый, на который можно целиком, с головой откинуться назад и отдохнуть. Более того, во всех корпусах есть wi-fi. Запароленный. Осознание того, с каким уважением и заботой относится администрация университета к своим студентам, всколыхнуло во мне желание продолжить обучение в Рейкьявике. Правда, для этого нужно знать исландский. И иметь деньги на жизнь по московским ценам. 

 

Исландские дома не настолько большие, какими они мне представлялись. Там, где жили волонтёры, было три комнаты с кухней на первом этаже и прачечная с душевыми в подвале. Также в подвальном помещении (но с окнами) было место для ещё двух комнат. Все спальни были достаточно маленькими. Личного пространства, даже тумбочек, не было, но зато гостиная и кухня были огромны. Я не знаю, является ли это общей чертой для всех исландских домов или была сделана перепланировка, но в целом размещать 12 человек было довольно комфортно. Отсутствие какого бы то ни было личного пространства в спальнях исключало возможность там собираться, так что особо уставшие волонтёры могли вздремнуть в тишине даже днём.

 

Воду можно было пить прямо из крана, однако она пахла сероводородом. В первый раз мне казалось, что я чищу зубы тухлыми яйцами. А из окна пахло океаном. К этим запахам нужно было привыкнуть.

 

mayak

Кстати, о воде. После посещения известного курорта «Голубая лагуна» волосы на ощупь – как дреды. Наши девушки использовали огромное количество шампуня и кондиционера, чтобы смыть с волос это полезное для кожи безобразие, но, увы – эффект был исключительно визуальным. Я сама не ездила туда, так что не могу рассказать, через какое время это, возможно, проходит. Или нет.

 

Конечно, были и несовершенные моменты. Например, я как-то прождала экскурсионный автобус полчаса. Или когда меня не предупредили, что блюдо мясное (я вегетарианка). Или когда я уснула с мокрыми волосами у открытого окна…  Но это были решаемые мелочи, как раз то «всё», которое невозможно предусмотреть. А в по-настоящему важных вопросах – страховке, деньгах, одежде по погоде, ориентации в городе – всё было хорошо продумано.

 

В целом, посещение Исландии было для меня как глоток адекватности и разумности. Исландцы уважают свою страну и её жителей (даже временных) и заботятся о том, что имеют, грамотно используют ресурсы (после поездки я начала сортировать мусор), следят за здоровьем и эффективно организовывают волонтерские проекты. Волонтёрская организация SEEDS – всем рекомендую! Кстати, она действует не только в Исландии. И для меня она теперь как знак качества.

 

А через месяц после приезда мне пришло письмо от исландских организаторов с просьбой оценить их работу по нескольким параметрам. Я практически везде поставила высший балл. Ну а сам факт такой системы оценки работы говорит о том, что проект продолжает развиваться и совершенствоваться, так что, если вы решите поехать в Исландию как волонтёр, то, вероятно, всё будет еще лучше организовано.

 

Я также очень благодарна пермским организаторам волонтёрского обмена – Молодёжному «Мемориалу» и Александре Домрачевой, которая оперативно и подробно содействовала мне в путешествии.

Спасибо вам!

 

vse_my

Share |
Имя





mySxnOZTDTs С ноября мы начинаем проводить личные консультации для тех, кто интересуется международными волонтёрскими проектами. Консультации бесплатны и будут проходить два раза в неделю, по предварительной договоренности.

Все статьи