Свободу не купишь
Хочется отметить на берегу, что сие творение сложно отнести к определенному жанру журналистики. Дело в том, что материалов и рассуждений накопилось много, хочется объединить их во что-то монолитное, так как слишком тесно друг к другу стоят наболевшие вопросы. Я бы назвала эту работу рефлексией-самокопанием.
Этим летом «Пермский Мемориал» захватил меня в водоворот своих событий. Мне удалось поучаствовать в двух волонтерских сменах («Мост любви» и «Infolife»), а также на фестивале «Пилорама-2011». Осознание того, что на мир я теперь смотрю по-новому, пришло не сразу. Совершенно для меня неожиданно. Появилось желание им поделиться.
По смене «Мост любви» рефлексия уже написана (см. «Мой дебют»). Продолжу, пожалуй, размышлениями по летней школе просветителей «Infolife» и «Пилораме». Прежде всего, я разложила по своим полочкам такие важные понятия, как «просветитель», «право/обязанность человека», «лидер» и «человек влияния», «свобода». Определившись с ними, я словно вооружилась нужными мне инструментами. На одном из первых тренингов я определила себе установку – после проекта должен появиться ощутимый положительный результат. Поэтому нужно было срочно принимать меры. Между участниками и руководителями проекта, приглашенными экспертами разгорались оживленные дискуссии, порой перерастающие в настоящие баталии. Вот на какие вопросы мы искали ответы:
-Есть ли реальная свобода слова в России?
-Как заразить людей вирусом свободы слова? Нужно ли это?
-Каково место молодежи в современном мире?
-Какое будущее ожидает Россию? и многие другие…
Думаю, мне удалось ответить для себя на многие из вопросов. Не хочется, да и не нужно раскрывать все карты, но по вопросу №1 я посчитала нужным порассуждать публично.
У нашей российской многострадальной медали под названием «свобода слова» 2 стороны: 1-я говорит, что свобода слова в России есть, у нас ее не отнимешь. Можно смело выкрикивать ругательства про президента, министра, депутата, и никому за это ничего не будет… Чем не свобода? Такие возможности просто окрыляют… и помогают умерить пыл какого-нибудь «смельчака»-любителя «красного словца». В этом понимании мы, безусловно, свободны. Да только эффекта от этого 0, если не в минус (это и есть 2-я сторона медали). На деле пока нет гарантий, что в ответ на критику в адрес властвующих структур не последуют меры. Критику не безосновательную, не оскорбительную, а соответствующую всем законам Конституции РФ. Доказательства этого утверждения не заставляют себя долго искать. Тина Шамрай так и не уехала дальше Ленинградского вокзала, когда ее ждала «Пилорама»…
Кроме 2-х сторон у медали есть ребро – то, как мы распоряжаемся данной нам свободой. По сравнению с предыдущими поколениями мы более свободолюбивы. Только «свобода и беспредел не одно и то же» (25/17, «только для своих»). Мартышку посадили в клетку и вручили ей гранату. Она этой гранаты в жизни не видала и пребывает в счастливой бессознательности. Очевидно: вероятность того, что она ее все-таки взорвет, больше, чем шанс, что она ее обезвредит или сбережет от своих собратьев.
Эффект медленно разрывающейся гранаты при желании был различим на прошедшей недавно «Пилораме». У участников фестиваля была полная свобода выбора, и многие в свое удовольствие ей пользовались: много пили, много ели, много танцевали (особенно ночью), покупали много сувениров. Слышали что-то про дискуссии и киносеансы, но времени на них, увы, уже не хватило. Встает вопрос: создалось ли у этой части участников хоть малейшее представление о том, что изображено на значке/футболке/блокноте, которые продавались рядом с палаточным лагерем? Сколько из них пожелало поучаствовать в бесплатных экскурсиях по музею? Какой процент информации дошел до тех, кто все же ходил на экскурсию при всей оживленности обстановки?..
На трудные вопросы никогда нет ответов, но на ум приходят некоторые решения. Конечно, речь не идет о том, чтобы ограничить свободу выбора либо другие человеческие права. Первое, что стоило бы изменить на фестивале, - это сузить спектр его мероприятий. У нас все-таки не «Rock-line», не «Нашествие» и не дворовая тусовка. Мы приезжаем к месту, где страдали и умирали простые люди, ломались судьбы удивительных личностей, которые, будучи на свободе, могли бы посвятить себя творчеству. Дискуссионных площадок и видео-сеансов с обсуждениями «Пилораме» было бы вполне достаточно. Конечно, в таком случае пришлось бы пересмотреть концепцию и цель мероприятия. Вместе с брендом «Пилорама» пропала бы массовость, что повлекло бы пресерьезные финансовые последствия… А кому это выгодно? Создавать событие ранга «только для своих» сейчас несовременно. Но, как бы занудно и консервативно это ни звучало, для музея «Пермь-36» лучшей формы мероприятия (с кодовым названием «кому надо, тот знает/тот приедет») мне не представляется. Такой принцип сохраняет 100%-ную свободу выбора: желающие развлекаться находят себе другие мероприятия, а заинтересованные в музее и истории люди отправляются в Кучино. Не потому что они увидели растяжку о «Пилораме» на Шоссе Космонавтов. Потому, что они сами нашли о ней информацию, это действительно их волнует – у них есть внутренняя мотивация.
«Пилорама» показала мне, какой опасный инструмент – свобода. Особенно для молодежи. Не стоит никого винить в том, что молодое поколение можно называть «потерянным» (хотя это тоже спорное утверждение), что оно не умеет разумно распоряжаться своими возможностями. Версий причин такого феномена как минимум 2.
Первая – условно может быть названа как «этапная». Общество переживает спады и подъемы, проживает, как и человек, жизнь по синусоиде. Сейчас мы в большой синусоидальной яме. Возраст внедрения любой инновации – как минимум одно поколение. Нам «подарили» свободы в 90-е годы, это была своего рода инновация. То есть время еще не пришло. Но хочется верить, что лет через 10-15 зачатки гражданского сознательного общества будут давать свои плоды. А словом «свобода» не будут разбрасываться по сторонам – она уже не будет, как у Жванецкого, напоминать светофор, у которого горят все 3 цвета сразу.
Вторая версия – совместные внешние (государство) и внутренние (общество) ошибки. В те самые 90-е у властей не было четкой стратегии действий, не было понимания своей работы и осознания своей ответственности. У молодежи пропала цель, без фильтра она потонула в обилии информационных потоков, что продолжается и сейчас. Вот здесь-то и должен появиться просветитель с задачами информировать людей о полезной для них информацией и доносить до них собственные идеи, которые принесут им добро и пользу. Еще в XX веке просветительство должно было восприниматься как отдельный вид искусства, как утверждал чинарь Даниил Хармс. По его словам, именно просветительство является 1-м отражением мира, оно реально так же, как язык, литература, живопись – все это ортодоксально по своей природе, а поэтому всегда «сегодня, здесь и сейчас».
К чему прихожу я в итоге? Ориентация на результат с первого тренинга смены оправдала себя – во время финального занятия я оказалась в группе «самореализация». Она и стала моим результатом. Пусть реализовывала я себя на своего рода игрушечных площадках, ведь в нашей смене мы строили модели реальных явлений и вещей. Но ведь это мое право и моя свобода – поставить себе новую цель реализовываться за пределами лагеря. Более того, при всей «модельности» тренингов участникам удалось дойти до сути многих злободневных проблем (таких, как, например, свобода слова в России; мне удалось найти свой взгляд на организацию фестиваля «Пилорама» и т.д.), коллективно и самостоятельно придумывать их решения, приобрести множество новых навыков. Но об этом – в другой работе-очерке о том, чему научились участники проекта «Infolife».
Галерея: