Административный ренессанс добровольчества
(Размышления в канун праздника, о котором не знают).
5 декабря во всём мире отмечается как Международный день добровольцев. Дата эта весьма негромкая и, согласимся, неизвестная большинству россиян. Одна из череды многих «дней», которыми завален наш общественно-политический календарь. И даже сами волонтёры – а это по данным статистики многие сотни тысяч(!) человек в стране, в основном активисты общественных организаций – не воспринимают этот день как свой праздник.
Но между тем, для тех, кто профессионально занимается развитием института добровольчества, этот день, безусловно, важен. Ибо с ним связаны все те смыслы, которые и объединяют самых разных людей, носителей разных взглядов, убеждений и социальных статусов вокруг благородной идеи общественного служения. Это день, который предполагает помимо торжеств и награждений лучших, некий анализ происходящего и происходившего за последний год. Вот и вашему покорному слуге, хотелось бы высказаться по этим самым итогам и поговорить о проблемах старых, но в большей степени о проблемах новых, возникших в 2009 году. Разумеется, без претензий на объективный анализ; скорее это попытка задать самому же себе неудобные вопросы, «поднять волну» обсуждения сложившейся ситуации, привлечь к обмену мнениями коллег, самих волонтёров и всех заинтересованных в этой теме людей.
Поскольку не хотелось бы, чтобы эта статья воспринималась «привычным брюзжанием» общественников и правозащитников, начну с позитива. Всё-таки добровольчество худо-бедно, но в нашей стране развивается. Вроде бы мы более или менее определились с самим понятием «добровольчества» (это был очень долгий процесс). Сегодня реализуются масштабные волонтёрские проекты и программы, как на местном, так и на федеральном уровне. Успешно работают и создаются новые специализированные организации и ресурсные центры – своеобразная инфраструктура волонтёрского движения. Их ещё немного, но работа идёт. Есть лидеры этого движения. Пусть мало и нерегулярно, но выпускается специализированная литература по добровольчеству. Ежегодно проводятся съезды, форумы, конференции с участием активистов добровольческих организаций. Ежегодно присуждается Национальная общественная награда в области добровольчества. В Пермском крае существует такая форма поощрения добровольцев как губернаторский знак «Волонтёр Прикамья», а в самом городе Пермь в 2009 году официально утверждён и знак «Доброволец Перми». Конкурсы на их присуждение становятся с каждым годом всё активнее и интереснее. Подобные награды появляются и в других городах и регионах… Список успехов можно продолжать. Но чего-то не хватает.
Это понимают все: и те, кто уже давно и профессионально работает в этой сфере, и те, кто только-только пришёл в добровольчество. Чего же не хватает этому движению? Что сдерживает его развитие? Почему волонтёрство не может стать для многих наших граждан (и, прежде всего, для молодёжи) тем способом, в котором бы уживались бы с одной стороны стремление быть богатым, сильным, независимым человеком и, с другой, желание помогать другим, объединяться для совместного решения общих проблем?
Здесь я бы хотел поговорить только об одной стороне проблемы. Правда, чаще других обсуждаемой. Одной из главных причин называлось и называется отсутствие системного внимания государства к этому институту. В частности, до сих пор нет федерального закона о добровольчестве, который бы регулировал правовые взаимоотношения между государственными органами и волонтёрскими НКО, между НКО и добровольцами, их клиентами, защищал и предоставлял бы льготы тем, кто бескорыстно оказывает помощь другим на постоянной основе. Этот закон не появился и в 2009 году. Не предполагается его принятие и в ближайшем будущем. По сути, нам приходится признать, что ни в аппарате президента, ни среди депутатского корпуса Государственной Думы, ни среди губернаторов сегодня нет (или не слышны) люди, которые могли бы серьёзно лоббировать интересы сотен и тысяч волонтёрских организаций, поднимать вопросы о серьёзном изменении взглядов и поддержке российским государством волонтёрского движения в стране. Плохо это или хорошо? Раньше я отвечал на этот вопрос двояко, понимая, что пристальное внимание государства далеко не всегда имеет положительные итоги для тех граждан, кого это непосредственно касается. В последнее же время я убеждаюсь всё чаще и чаще, что хорошо, что нет такого закона. Ибо существует много объективных и косвенных причин говорить о том, что его принятие обратилось бы против самого волонтёрского движения, его поступательного и эволюционного развития. Судя по последним инициативам Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ (Минспорттуризма), так и есть.
Вот два примера. В августе 2009 года это учреждение (а именно ему поручены функции контроля, поддержки и развития общественных движений и, прежде всего, молодёжных) выступило с инициативой создания так называемых личных книжек волонтёра . Суть проекта проста. Каждый член добровольческого объединения (вероятно, индивидуальных волонтёров вообще в расчёт не берут) должен зарегистрироваться на специально открытом для этой цели сайте и получить идентификационный номер , по которому ему затем выдадут (видимо, уже региональные структуры) личную книжку волонтёра. Книжка эта нужна для того, объясняют нам, чтобы волонтёр тщательно фиксировал свою добровольческую деятельность. Разумеется, сведения должны подкрепляться подписями и печатями организаций, в которых он состоит.
Получается, что если вы ещё не получили свой идентификационный номер, не имеете личной книжки, то тогда вы никакой не волонтёр! И не смейте использовать это высокое звание члена государственной корпорации под названием «Добровольцы России». Вероятно, именно в таком духе следует понимать взгляды федеральных чиновников на будущее волонтёрского движения. Ведь других объяснений для чего, собственно, обычному и рядовому волонтёру (пусть даже и члену организации, отряда, клуба) влезать в этот бюрократический водоворот от присвоения номера и получения книжки до всяких писулек, штампов и печатей, в представленном Минспорттуризмом документе нет.
В продолжение этой инициативы последовала следующая, того же рода. В октябре была спущена в регионы директива о повсеместной регистрации всех волонтёров страны. По этому показателю, мол, и будут судить, где добровольчество больше развито, а где нет. Собственно, этот шаг со всей очевидностью показывает сугубо корпоративный интерес государства – надо всё подсчитать, надо всех построить в ряды, можно здорово отчитаться перед вышестоящим начальством и «обществом», а когда надо – всех поимённо позвать туда, куда нам надо. Например, на Олимпиаду в Сочи-2014 в качестве неквалифицированной рабочей силы. Вот где можно и средства сэкономить, и политические дивиденды получить.
Но у меня по-прежнему только один простой, но неудобный вопрос: людям, волонтёрам-то это зачем нужно? Они-то что от этого очередного строительства «по вертикали» получают? Ответа нет. Только вот по электронным сетям вдруг мне стали поступать от своих же коллег просьбы распространить эту информацию, привлечь своих волонтёров к записи на сайте. Парадокс!
Не подумайте, что я вижу в каждом чиновнике врага и отъявленного карьериста. Опыт взаимодействия с государственными структурами на краевом и городском уровне говорит как раз об обратном. Но вот что инициативы, сбрасываемые сверху, чаще всего непродуманны и, самое главное, таят в себе скрытые угрозы (кто ж потом захочет прийти в такое вот добровольчество?) – это факт и с ним уже трудно мириться. О каком федеральном законе в таких условиях можно говорить!? Ведь при таких взглядах и шагах можно только погубить саму идею.
По моему мнению, сегодня добровольчество переживает некий «административный ренессанс». С одной стороны государством и местными властями прилагаются усилия по созданию благоприятных условий для его развития. Нельзя отрицать, что власти иногда поворачиваются лицом к нуждам волонтёрских организаций, понимают важность социальных выгод таких шагов в будущем. С другой стороны, мы видим очевидные попытки формализации и администрирования процессов объединения и функционирования волонтёрских организаций и отдельных гражданских инициатив. И это не может не снижать общий возможный эффект от деятельности добровольцев. По сути, это ведёт к выстраиванию нового порядка взаимоотношений органов власти и добровольческих НКО – появление и поддержка «любимых» властью организаций, выдавливание «неудобных», которые не подстроились под процесс. Мы уже знаем, чем это заканчивается. Нас ожидает очередной виток помпезных и шумных мероприятий, за идеологией которых ничего не стоит, но где успешно эксплуатируется модная нынче идея «молодёжного добровольчества».
Одна из главных причин такой ситуации, «пробуксовки» развития института добровольчества кроется в непонимании чиновниками самой сути волонтёрского движения, не включённости в него, а самое главное – в потребности всё «выстроить» по ранжиру, посчитать до последнего человека и… отчитаться перед руководством страны. И всё это происходит при молчаливом согласии НКО и самих волонтёров. Последних губит их собственная скромность, неполитизированность и нежелание конфликтовать с государством. Менять такую философию сложно, однако можно и нужно. Пусть и в индивидуальном порядке.
Я бы предложил чиновникам из Минспорттуризма, как и всем специалистам по молодёжной политике самим поучаствовать в качестве рядовых волонтёров в одном из летних добровольческих лагерей, а лучше – не в одном. Это хорошо «чистит мозги», заставляет думать не с позиций государственного интереса, а с позиций простого человека. Предложил бы проводить не только «экспертные советы», но и общественные дебаты и дискуссии перед каждой значимой инициативой, напрямую касающейся общественных организаций и рядовых граждан. Это позволит учесть мнение не только тех, кто «под боком» у власти, но и тех, кто непосредственно и повседневно занимается «чёрной» работой по оказанию помощи. Ну и, наконец, главное – нелишним было бы нашим чиновникам всё-таки понять, что настоящую молодёжную политику (и в целом внутреннюю политику страны) должны и могут делать не власти, а сами граждане и их объединения. И задача мудрой власти не мешать людям, не путать их, не запугивать, и даже не звать, а помогать имеющими ресурсами, выстраивать эффективную коммуникацию между людьми, внимательно вглядываться и поддерживать то новое, что может в будущем привести наше общество к состоянию, в котором главным субъектом будет Человек, Гражданин, а основными и отнюдь не декларативными ценностями – его права и свободы, высокий уровень жизни и социальная защищенность.
К руководителям некоммерческих организаций и добровольцам у меня просьба попроще – не поддаваться на подобные трюки государства. Ведь понятно, что вот таким простым и символическим образом оно присваивает то, во что, по сути, серьёзно и не вкладывалось. И, как показывает ситуация с принятием федерального закона, не стремится. Ответьте себе на следующие вопросы: Что вы получили от государства взамен на использование вашего имени, ваших бескорыстных и благородных дел? Льготы? Общественное признание? Снятие барьеров для своей деятельности? Может быть, добровольческая деятельность, благодаря усилиям власти, у нас нынче в моде? А вас самих знают и на вас равняются? Вряд ли будут положительные ответы…
Добровольчество в России – это уже немало. И сила его заключается в очень важном факторе – в человеческом доверии. Это важнейший ресурс, пусть даже он только набирает свой вес. Так зачем же отдавать свои победы просто так, по глупости? Для начала достаточно малого – не участвовать в этих «инициативах», просто их игнорировать. Если же говорить о большем, то надо требовать честного «торга» с властью: мы вам своё участие и поддержку отдельных инициатив, на наш (очень важно!) взгляд наиболее актуальных, вы нам – ресурсы для осуществления этой деятельности. Согласитесь, это справедливо.
Пока же, в канун очередного Дня добровольцев приходится признать, что поводов для настоящего праздника пока мало. Но, думаю, что можно сделать так, чтобы он смог стать действительно значимым и известным. И сделать это мы можем только вместе!