Система образования и общественный сектор: взаимный запрос
Тезисы выступления на конференции
30 мая 2009 года в главном корпусе Пермского государственного педагогического университета состоялась научно-практическая конференция «Взаимодействие системы образования, институтов гражданского общества, детских и молодёжных объединений».
Ниже публикуются тезисы выступления сопредседателя Молодёжного «Мемориала» Роберта Латыпова с предложениями по будущему взаимодействию учреждений образования и добровольческих организаций Пермского края.
Добрый день, коллеги!
Моё выступление – попытка взглянуть на опыт и сложившиеся отношения между пермскими НКО и образовательными учреждениями. Сразу отмечу, что это выступление не основывается на серьёзном и полновесном анализе существующих нормативных документов и совместных проектов в этой сфере. Это скорее субъективный взгляд, основанный, прежде всего, на личном опыте работы в некоммерческом секторе и некие размышления о том, куда было бы полезно нам вместе идти и развиваться. Думаю, что некоторые мои замечания будут полезны для уважаемого собрания и станут толчком для общей дискуссии.
Надеюсь, что большинству собравшихся здесь, известна специфика деятельности пермских «Мемориалов» – и ветеранского, и молодёжного, – связанной с темой истории политических репрессий. Изначальная база для нашего сотрудничества с образовательными учреждениями – это, конечно же, историко-просветительская работа. Достаточно упомянуть такие наши проекты, нашедшие отклик в школах и вузах, как брошюра для учителей «Урок памяти», передвижные выставки по истории политических репрессий, мультимедийное пособие «История Большого террора», участие студентов и школьников в волонтёрских лагерях и поисковых экспедициях.
Главная отличительная черта всех этих форм взаимодействия НКО и сферы образования – инициатива исходит чаще всего от нас, от НКО. Учреждения образования выступают, прежде всего, как потребители наших услуг и идей. Разумеется, это «потребление» основано на особом доверии к деятельности того же пермского «Мемориала», на признании его деятельности как важной составляющей не только учебного процесса, но и в целом воспитания молодого человека. В некотором роде (давайте говорить правду в глаза!) – это ещё и удобная, лёгкая, незатратная форма для преподавателей. Мы, НКО предлагаем очередной «продукт», а вы, преподаватели принимаете его в том виде – в том количестве, в том качестве – в каком считаете нужным, полезным и эффективным.
Здесь же надо говорить и том, что ЗАПРОС на такого рода «продукцию», услуги формируется также нами. То есть мы выступаем в роли и заказчика, и исполнителя. Сказать, что это всегда эффективно, разумеется, нельзя. Более того, положа руку на сердце, можно сказать, что далеко не всегда первоначально задуманная идея полностью востребована и реализуется на практике. Процент таких успехов не очень большой. Иначе, изменения в общественной жизни и в общественном сознании шли бы гораздо быстрее. Следовательно, надо менять подходы.
Первое, что можно было бы предложить – это «развернуть» учебные заведения в сторону формирования социального заказа для пермских НКО. По сути, необходим процесс, который уже давно и с успехом реализуется во взаимоотношениях НКО и власти (государственной и муниципальной). То есть на стадии формирования стратегии развития на следующий год (два, три), формирования бюджета и объектов его использования, органом власти создаются условия и возможности для реализации части планируемых работ некоммерческими организациями. Это касается не только социальной сферы, как общепринято считать. В последние годы усиливается участие НКО и в других областях – здравоохранении, экологии, образовании, в защите прав человека. В Пермском крае, благодаря работе таких НКО как Центр «ГРАНИ» и Пермской гражданской палаты, усилились позиции экспертного сопровождения законотворческой деятельности и проведении административной реформы. И так далее и так далее. То есть речь идёт о том, что поскольку государство рассматривает НКО как серьёзного игрока и объекта государственной политики, то резонно и самой системе образования рассматривать НКО не только как партнёра в отдельных проектах и программах, а выступать в роли заказчика услуг от общественных организаций. Мне кажется, эту функцию у НКО пришла пора забирать.
К сожалению, пока я не вижу практики выставления на тендер тех или иных работ со стороны отдельных образовательных учреждений.
Конечно, видится и ещё одна проблема. Количество НКО реально способных на профессиональном уровне выполнять те или иные социальные заказы со стороны образовательных учреждений ещё сравнительно мало. Но, на наш взгляд, это отнюдь не значит, что нельзя начинать и вести вышеуказанный процесс. Собственно, своим запросом система образования и поможет многим гражданским организациям обрести дополнительную почву для своей работы, поможет им подняться. Это взаимовыгодный процесс.
Какого рода услуги мог бы выполнять, например Пермский «Мемориал», для школ и вузов? В первую очередь, это, конечно же, прохождение практики. Надо отметить, что далеко не каждая НКО может позволить себе такую возможность, но у нас она есть. Практика на базе волонтёрской социальной службы помощи пожилым людям, жертвам политических репрессий. Практика студентов-историков в волонтёрских лагерях и поисковых экспедициях. Проведение экскурсий с нашими выставками и уроков в школе по тематике истории политических репрессий. Не говорю уже о проведении курсов по подготовке лидеров волонтёрского движения. Сегодня в этой сфере мы очевидные лидеры. И прочее.
Такой опыт сотрудничества конечно есть. Но он очень сильно зависит от субъективного фактора, от личных связей и не стал устойчивой практикой. Нужно институализировать этот процесс:
- создать (или сделать их более доступными широкому кругу НКО) внятные критерии того, что хочет добиться и достичь образовательное учреждение на том или ином этапе обучения с тем, чтобы последние могли увидеть себя в них;
- предусмотреть высокую вариативность процесса образования (при соблюдении чётких и всеми принятых стандартов);
- соблюдать открытость и внятность процессов предоставления социального заказа (ввести соответствующие разделы сайтов, печатать и распространять периодику с публикацией сформулированного социального заказа, проводить конкурсы заявок).
Иначе говоря, уже не мы, Пермский «Мемориал» предлагаем себя и свои проекты, а вузы и школы предлагают нам и другим НКО некие запросы на деятельность, в которой они нуждаются и заинтересованы. Мне кажется, что от этого выиграют все: и НКО, у вузы, и студенты-школьники. И пора об этом не только говорить, но и делать.
Мне сегодня не хватает (это моя претензия) понимания и приятия образовательными учреждениями НКО и, в частности, Пермского «Мемориала» не только как носителей некоторых технологий и знаний, а как серьёзного и полноправного участника образовательного процесса, без которых невозможно формирование гражданских компетенций.
Второй блок размышлений связан с развитием института добровольчества в образовательных учреждениях.
С одной стороны, можно говорить о некотором прогрессе в этой сфере. Появляются новые волонтёрские группы, новые организации, совместные проекты. Это говорит о том, что понимание ценности волонтёрского движения, безусловно, есть. Но этот прогресс, на мой взгляд, явно недостаточен. В каком-то смысле мы топчемся на месте.
Причинами этого можно назвать и увеличение информационной нагрузки на студентов, школьников, преподавателей, и очевидную конкуренцию за любой час досуга молодого человека, при которой идея совершить доброе дело для других (ради других) зачастую проигрывает.
Изменение ситуации возможно только объединением усилий добровольческих центров и учреждений образования. Первые предлагают себя как специалистов в этой теме, свои проекты как площадки для студентов и школьников, вторые – своих учащихся, материальные ресурсы.
В качестве положительного примера могу привести складывание некого системного подхода по продвижению идеи добровольчества во взаимоотношениях между Молодёжным «Мемориалом» и ПГПУ. От разового участия студентов вуза в наших волонтёрских программах и проектах мы пришли в этом году к идее проведению специализированной смены волонтёрского лагеря на базе Мемориального музея «Пермь-36». То есть Молодёжный «Мемориал» передаёт в «пользование» свой лагерный городок, свою смену университету (при нашем деятельном участии в образовательной и просветительской программе). Мы надеемся, что это станет основой для будущего объединения студентов-участников лагеря. Так может появиться своеобразное лобби в вузе. Как результат – отдельные волонтёрские акции на базе университета, проведение обучающих семинаров по развитию проектной культуры и гражданской активности. На следующий год – новый волонтёрский лагерь, который даст новые идеи, новые проекты, привлечение новых людей.
Если говорить о других идеях по развитию добровольчества в учебных заведениях, то некой стратегической целью может стать: а) создание нормативного вузовского или школьного документа (документов) и б) создание особого фонда, направленных на поддержку волонтёрских социальных и культурных инициатив.
И напоследок небольшие комментарии:
- Идеи волонтёрства в образовательном учреждении станут по-настоящему живыми, эффективными и долговременными, если их участниками станут, особенно на начальном этапе, станут и преподаватели. Личный пример показателен. Но впоследствии необходимо отказаться от руководства этим направлением, передать его самим молодым людям. Ведь добровольчество основано на свободном выборе, на отсутствии диктата и жёсткого контроля. Преподавателям, которым всё же волонтёрская деятельность близка, можем предложить включение в корпоративное добровольчество.
- Необходимо заранее побеспокоиться по созданию базы организаций, учреждений, отдельных лиц, которые нуждаются в помощи, (и при этом) реализация волонтёрской деятельности которым входила бы в концепт специализированного образования данного учебного заведения. Тогда мы заранее учтём интересы всех: потенциальных волонтёров (им ведь нужна работа, кому оказать помощь), потенциальных благополучателей и самого вуза, школы (помимо сохранения и укрепления своего направления в образовании, повысится и статус учебного заведения как социально ответственного). В формировании подобной базы также помощь могут оказать специализированные организации – добровольческие центры.
- Необходимо продумать механизмы поощрения волонтёров и поддержки добровольческих инициатив. В первом случае это могут быть как внутришкольные и внутривузовские формы, так и выходящие за пределы учебного заведения (Знак «Волонтёр Прикамья», Национальная общественная награда в области добровольчества). Что касается поддержки, то здесь помогут уже ранее высказанное предложение по созданию нормативных актов и особого фонда.
30 мая 2009 года
Роберт Латыпов