Пермский Мемориал



Яндекс.Метрика

Новости

ЖИТЬ ТОЛЬКО ТАК

Роберт Латыпов

 

Впечатления участника программы «Открытый мир» *

 

Небольшая российская делегация прогуливается по университетскому городку города Линкольна. У нас немного времени. Но желание всё увидеть своими глазами опережает все доводы наших провожатых.


Студенческий кампус очень большой. Это настоящий город в городе. Огромные здания учебных корпусов, библиотек, музеев, стадионов, бассейнов, многочисленные автостоянки. Мирно гуляющие или сидящие на скамейках американские студенты, неторопливо поглощающие «произведения» фаст-фудов…


Собственно, экскурсия по университету была внеплановая. Все мы –участники программы «Открытый мир» – приехали в штат Небраска, прежде всего, познакомиться с опытом работы социальных учреждений и общественных организаций, которые помогают тем, кто оказался в трудной ситуации – детям, инвалидам, бездомным, старикам… Но когда Наталья –переводчик и по совместительству преподаватель русского языка в местном университете – предложила нам прогуляться и здесь, пусть даже один час, это было горячо поддержано. Всем было важно увидеть американскую молодёжь в их родной стихии. Там, где она проводит большую часть своего времени.


Подходим к одному из корпусов. Здесь очень оживлённо. Возле фонтана, под тенью больших деревьев стоит большая группа студентов, что-то громко и весело обсуждающих. На высоких бордюрах – несколько человек с плакатами. Что на них написано, сразу не прочтёшь – мешают головы собравшихся. К тому же плакатами всё время трясут, их передают друг другу. Весёлый гомон на время прерывается речью одной из девушек. «Ораторша» говорит громко, много жестикулирует. Её спич явно находит одобрение у толпы.


«Это местный студенческий Гайд-парк», – говорит Наталья. «Каждый желающий может выйти сюда и сказать людям то, что он считает нужным и важным. Для многих выступающих это возможность найти здесь своих сторонников и единомышленников. Потом они вместе смогут организовать и провести какую-нибудь гражданскую акцию или реализовать более крупный проект».


«А что происходит сейчас? О чём они говорят?» – спрашиваю я. «Насколько я поняла, обсуждается вопрос о том, нужна ли сегодня молодёжи религия. Выступающие ребята – сторонники движения хиппи».


Российская делегация постепенно разделилась. Кто-то присоединился к толпе и начал общаться на английском с кем-то из студентов. А кто-то отошёл в сторонку. Туда, где на длинном столе лежали горы одежды – вязанные шапочки, шарфы, кофты, свитера, рукавицы. Всё разных цветов и оттенков, с этническими узорами. Что это? Распродажа? Почему тогда так много людей, стоящих за «прилавком»? Подхожу ближе. Оказывается, здесь проходит студенческая благотворительная акция по сбору средств для… детей Боливии. Несколько удивлённый этой новостью, начинаю расспрашивать студентов, организаторов акции. Выясняется, что ребята узнали, что в этой латиноамериканской стране очень много детей-сирот. В Боливии уже давно и безуспешно идёт настоящая нарковойна. И её жертвами становятся не только взрослые. Дети убитых родителей, попадая в детдома, живут в ужасных условиях. Вот почему они и решили им помочь. Первым шагом студентов стал сбор денег. Но сумма оказалась слишком мала. Тогда ребята связались со своими боливийскими коллегами. С помощью них закупили на собранные деньги одежду, изготовленную боливийскими крестьянами. Затем переправили одежду в Штаты и устроили её распродажу в своём университете. По мнению организаторов акции полученная таким образом сумма будет значительно больше первоначальной. Её должно хватить на безбедное существование одного детского дома в течение нескольких месяцев.


Цены на продаваемую ими одежду по местным меркам «кусаются». Однако, торговля идёт бойко. Выкладываю и свои «зелёные». Просто пройти мимо как-то очень сложно. Вместе с вязанной кофточкой, купленной для жены, получаю от боливийского «продавца» энергичное рукопожатие и столь же энергичную речь, в которой несколько раз слышу слова «камрад» и русское «спасибо».

 


Заходим в здание учебного корпуса. Холл второго этажа чем-то поразительно напоминает мою пермскую альма-матер. Вправо и влево уходят коридоры учебных аудиторий. Стены завешены «досками почёта» – списками студентов и преподавателей, получивших именные стипендии и престижные премии за свои научные разработки. Тут же и вход в большой актовый зал. Здесь тоже весьма оживлённо. Особенно в самом зале. Только почему-то перед ним стоит небольшой стол, за которым сидят парень и девушка. Вывеска на столе и надписи на майках гласят – «Красный Крест». Подхожу, интересуюсь у ребят, что здесь происходит. Оказывается, что это волонтёры. Они проводят очередную акцию по сбору донорской крови. Прямо здесь, в университете. В прошлом месяце они собрали за один день 450 «пинт» донорской крови. Сейчас намерены собрать 500. «Зачем?» – спрашиваю я. Мне это вдруг чем-то напомнило соцсоревнования советского периода. «Как зачем?» – искренне удивляется парень. «Каждый такой пакет может спасти трёх человек, оказавшихся в критической ситуации. Это очень важно!» И тут же переключается на очередную юную парочку, подошедшую к столу. Быстрый обмен репликами, запись в ведомость и студенты, получив жетоны и буклет организации, продефилировали в зал.


Пока идёт разговор, замечаю, что всё помещение зала поделено ширмами на две половины. В одной из них расположены несколько медицинских кресел, где студенты сдают кровь. Очередь большая. Рядом располагается импровизированный зрительный зал. Студентам, которые сдали кровь или которые готовятся это сделать, показывают фильмы. В них рассказывается о том, почему это важно делать и почему это полезно для здоровья. Неподалеку замечаю девушек, которые репетируют танцевальный номер. Видимо скоро у них здесь выступление. Всё очень весело, спокойно и непринуждённо.


Мы идём дальше. Наталья показывает нам большой застеклённый офис на этом же этаже и рассказывает о том, что при университете есть целый отдел, который оказывает всяческую помощь студенческим организациям и объединениям. Любой студент, пришедший сюда со своей инициативой, может рассчитывать на то, что ему для проведения встречи или какой-то акции предоставят зал или аудиторию, помогут распространить информацию, распечатать документы в необходимом количестве, даже арендовать машину. Всё это бесплатно для студентов. Здесь очень дорожат гражданской активностью молодёжи и готовы всячески её поддерживать. Как бы много её не было.


Неподалеку от интернет-зала свободного доступа и отдела по бесплатной аренде ноутбуков, замечаю ещё один стол, за которым сидят не только студенты, но и преподаватели. Здесь идёт голосование по выбору Короля и Королевы большого университетского карнавала, который состоится на следующий день. Карнавал, несмотря на кажущуюся несерьёзность, мероприятие здесь очень ответственное. Каждый факультет готовится к нему в течение целого года: строятся гигантские скульптуры, набираются артисты из числа студентов, тщательно продумываются все элементы шоу-программы. Карнавал – это событие не только университета, но и города, и целого штата. Он ежегодно собирает толпы зрителей. Быть же Королём и Королевой на этом карнавале не менее престижно, чем быть игроком университетской команды по американскому футболу. Поэтому голосованию среди студентов уделяется не менее серьёзное внимание. Такие же кабинки, те же наблюдатели, те же предвыборные плакаты – создаётся ощущение, что идёт избирательная кампания по выбору президента США.


Мимо нас быстро проходит группа молодых людей с музыкальными инструментами. Кажется, они идут на улицу. «Это что, очередной благотворительный концерт? Кто эти ребята?» – спрашиваю я. «Да откуда ж я знаю? В университете ежедневно проходит до сотни самых разных мероприятий и акций», – откликнулась Наталья, уже изрядно подуставшая от перевода вопросов и ответов. Но потом добавила, что всю информацию можно всегда найти на университетском сайте, где ежедневно обновляются все новости.


Студенческий кампус – этот город в городе – открыт для всех желающих. Гуляя по залам учебного корпуса, я видел много людей, которых явно не причислишь к студенческой братии. Например, бедных, зашедших сюда посидеть, отдохнуть, поесть. Несмотря на то, что здесь действует своя, университетская полиция, я не заметил ни одного полицейского, ни одного представителя охраны. При такой насыщенности событиями вузовской жизни это, конечно, не может не удивлять.


Мы, конечно, стараемся не обращать внимания на богатое убранство и техническое оснащение университета. Понятно, что это богатое учреждение в богатой стране. Но, выстраивая параллели, нельзя не отмечать некоторые принципиальные вещи. Мы проходим мимо учебных аудиторий, многочисленных маленьких кафе, библиотек, офисов, выстроенных удобно и комфортно. Везде указатели, которые не позволяют заблудиться в этом лабиринте помещений. Узнаем, что увиденный нами огромный крытый стадион, как и большинство спортплощадок и фитнес-залов, построены за счёт частных спонсоров. Останавливаемся в коридоре у телефонного аппарата, по которому можно бесплатно позвонить в любой уголок большого студенческого городка. Обращаем внимание на урны, предназначенные для раздельного сбора мусора. На пандусы и лифты, которые позволяют инвалидам свободно передвигаться. И люди. Приветливые, доброжелательные. Без какого-либо намёка на снобизм и закрытость. Встречаемся и разговариваем со студентами Натальи. Все заняты и куда-то спешат, но нам рады. Пытаются, пусть с трудом, но говорить с нами по-русски.


Поневоле ловишь себя на мысли, что снова хочется пройти обучение в вузе. В российском, разумеется. Но, наверное, в таком, где каждый студент воспринимал бы себя не только временно учащимся, временно обязанном посещать лекции и семинары, но и гражданином, созидателем этого специфического вузовского мира. Где каждый бы понимал, что в стремлении быть активным, пробовать себя в новом качестве, бескорыстно помогать и объединяться для этого с другими – залог насыщенной и интересной жизни. И этот социальный опыт как нельзя лучше пригодится потом ему в будущем. Где каждый бы чувствовал, что его инициатива, его интересы не останутся незамеченными; ему помогут, его поддержат. И где… Где по-другому уже нельзя. Можно жить только так.


* Программа «Открытый мир» – это программа десятидневных визитов представителей российских федеральных, региональных и местных органов власти, бизнеса и общественных организаций в США с целью знакомства с политическим устройством, экономическими, социальными и культурными достижениями этой страны, а также обменом опытом. Программа направлена на укрепление взаимопонимания между США и Россией путём открытого диалога между политическими и гражданскими лидерами. Действует с 1999 года и финансируется Библиотекой Конгресса США. За это время её участниками стали уже более 12 тысяч россиян.


Линкольн, штат Небраска – Пермь

Октябрь 2007 г .

Share |
Имя





mySxnOZTDTs С ноября мы начинаем проводить личные консультации для тех, кто интересуется международными волонтёрскими проектами. Консультации бесплатны и будут проходить два раза в неделю, по предварительной договоренности.

Все статьи