Пермский Мемориал



Яндекс.Метрика

Новости

Летопись поисковой экспедиции «По рекам памяти-2013»

Yelena_Subbotina_vo vremya_intervyu Представляем вашему вниманию летопись поисковой экспедиции, подготовленную непосредственной участницей - Еленой Субботиной. Напомним, в мае этого года командой волонтеров Молодежного «Мемориала» было собрано 48 интервью с репрессированными жителями Коми округа. Воспоминания готовятся к печати. А сейчас есть возможность взглянуть на экспедицию с точки зрения ее участника.

Подробнее об итогах экспедиции. Фотоальбом экспедиции.

 

День первый. 8 мая. Наша экспедиция начинается с место сбора – офис «Мемориала» на ул. Крупской. Как ни странно Валя из Лысьвы приехала раньше пермских участников экспедиции и сразу взяла в свои руки покупку запасов провизии в дорогу. Пермяки, видимо, решили немного поспать, понежиться в постели или понаслаждаться прекрасным солнечным днем и потому подтягивались немного медленно. Пока неторопливо шли сборы, кто-то пил чай, а наши организаторы уже вовсю суетились, распечатывали необходимые материалы, давали нам на подпись страховку от несчастных случаев (в походе, мол, всякое бывает).

 

Приехал автобус. И тут я заметила одного молчаливого юношу, который едва ли не в числе первых начал перетаскивать наши рюкзаки в автобус. Как потом я узнала, это был Юлиус, волонтер из Германии, который сравнительно недавно заговорил по-русски.

 

Автобус загружен, всем участником выдан их главный рабочий инструмент – диктофон, для записи устной истории, истории маленьких, неизвестных, но поистине геройских людей, потому что они пережили все тяготы советской жизни, репрессии, голод, изгнание.

 

Shkola_Kudymkar Приезд в Кудымкар. Нас разместили в лучшей школе г. Кудымкара.  Даже по внешнему виду это было видно: новое, солнечно-желтое здание, все окна – пластик, благоустройство нас также удивило  – туалеты на каждом этаже, душ, рядом со спортзалом, а их было два, уютная столовая. В общем, о таком мы даже не мечтали,  запасаясь палатками, пенками и спальниками.

 

Нашему руководителю Роберту передали ключи от спортзала и, как выразились ребята, – сразу «подмочили репутацию». Добрая женщина завхоз решила показать Роберту как работает душ и обкатила его холодной водой (здоровье Роберта не пострадало, закалились  только его голова и футболка).

 

Местом нашей дислокации в школе стал гимнастический зал. Нас накормили горячим ужином: суп, макароны с котлеткой и сладкий чай. Многие вдались в детские воспоминания о школе, школьной столовой и ее меню.

 

Рамиль предложил назвать нашу экспедицию «По дорогам памяти», однако Роберт не поддержал его, ведь во время экспедиции мы будем проезжать реки, неподалеку от которых находились спецпоселки, а последняя ночевка у нас запланирована на берегу р. Камы (живописнейшее место, но о нем в конце).

 

В 18.30. после размещения в зале наши главные организаторы провели инструктаж «на мате», именно так, и никак иначе. В гимнастическом зале были маты, на которых мы все разместились, кто в какой позе и внимательно слушали рассказы о былых экспедициях, интереснейших интервью, о том, как надо и не надо общаться с репрессированными. Больше всего запомнилась фраза: «Нас ждут люди с большой АЖИ (активной жизненной позицией)».

 

19-22.00. Сотрудник Коми-Пермяцкого окружного архива, «местный абориген» Вася, провел нам замечательнейшую экскурсию по Кудымкару. Что мы увидели-узнали: 1. Памятные плиты воинов Великой Отечественной войны, большинство из них делались по документальным фотографиям. 2. Здание (стройка) нового драмтеатра (впечатляющее зрелище хотелось бы, чтобы этот долгострой поскорее распахнул свои двери для театральной труппы, которая ютиться в маленькой коморке ДК, для талантливой молодежи и всех жителей, неравнодушных к искусству).

 

Pamyatnik_KUDYM_OSHU 3. Памятник легендарному богатырю, герою кудымкарского эпоса – КУДЫМ-ОШУ. Величественный старец с совой\филином на плече выходит со страниц книги «Легенды о Кудым-Оше».

 

4. Еще одна достопримечательность –  местные АРТ-объекты, носители современной культуры. Здание, торцы которого собираются в единую картину-портрет Кудым-Оша, при взгляде с другой стороны превращаются в ветвистые пшеничные колосья.

 

5. Одно из главных живописнейших мест в Кудымкаре – Кувинский пруд и спускающаяся в него Красная горка. О ней ходят страшные легенды….

 

22.00. Серьезное мероприятие. Лекция, беседа, еще ее можно назвать мастер-классом о методике сбора устной истории. Именно здесь мы узнали основную цель нашей экспедиции: «Чтобы история обрела человеческое лицо, мы и собираем рассказы людей. Многие исследователи отмечают, что их труды построены только на официальных фактах, но именно реальные люди, их истории, помогают создать полноценную картину событий. Нам посоветовали прочитать книгу (правда, она на английском языке и еще не переведена) Орландо Файджерса «Шепчущие». Об истории семьи в советское время. Также мы узнали о таком понятии как «глубинное интервью», это когда общаешься с человеком два и более раза (и не перестаешь удивляться, как много он помнит и знает).

 

Д1 ень второй. С ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ или как наша экспедиция встретила 9 мая.

В 9.00 наши организаторы объявили всеобщий подъем. Часть ребят отправилась за подарками для ветеранов. И здесь не обошлось без комической истории. Когда мы подошли к воротам школы, то увидели, что на них висит огроменный амбарный замок. Уже перекидывая ногу через железный, метровый забор мы услышали голос охранника: «Ребята, двери то открыты!!!» Оказывается, он увидел наше лазанье через забор у себя на компьютере (и здесь школа оказалась на высшем уровне – охрана, видеокамеры по периметру) и решил сообщить, что надо было всего-навсего поднять засов, на котором висел тот самый замок. )))

 

10.00.-12.00. После легкого завтрака, состоящего из горячего чая-кофе с бутербродами, мы отправились (это громко сказано, лучше поднялись из своего подвального убежища) на встречу с ветеранами. Интервью брали парами, один человек вел опрос, другой – фото и видеосъемку. Сидели кто где – в кабинете, во всех углах, в коридоре, у окон и лесенок, чтобы лучше было слышно наших ветеранов и их голоса лучше записывались, сохранялись для истории.

 

Kafe_Blyuz_Kudymkar 12.00-14.00 – обед в кафе «БЛЮЗ», то же лучшем в Кудымкаре.   

14.00-16.00 Посещение репрессированных на дому. Самое интересное в таких походах – знакомство с другой историей, историей в лицах, с семейными архивами, фотографиями.

 

После визитов к кудымкарцам, некоторые даже успели посетить краеведческий музей, весьма интересный, в красивом здании, с хорошо оформленными экспозициями. Одно только смутило, позже, когда музей посетили наши организаторы – в музее недостаточно был представлен советский период, почти ни слова о репрессиях, о тех, кто в них пострадал, ни строки, ни книги, ни фото.

 

22.00. Рефлексия или «разбор полетов». Обсуждали возникшие при  опросах проблемы, шум, помехи, сбой техники,  кому понравилось, не понравилось работать в парах.

День был насыщенный и богатый на впечатления. То ли еще будет. Читайте дальше.

 

День третий.

volontery 9.00. Подъем. Все ждали вместо будильника топот учеников, шум и гам (т.к. нас предупредили, что школа будет открыта и начнутся занятия, догоняют учебный план), однако ученики явно не спешили учиться после праздничного выходного дня.  В общем, мы спокойно выспались, позавтракали и стали собираться. После сборов мы стали похожи на партию «зеленых» или абитуриентов в школу милиции ))) Ну как-то так. Все надели свои маскировочные халаты – спецодежду защитного зелено-коричневого цвета, ведь в этот день нас ожидала работа в лесу, очистка памятных мест (мест массовых расстрелов невинноосужденных), которые засоряют мусором недобросовестные россияне.

 

Sukhoy_log В 10.00 к школе подъехал школьный желтый автобус. Взяв необходимый инвентарь: мешки для мусора, лопаты, грабли, метелки, перчатки и т.д. и т.п. - мы отправились в место под названием «Сухой лог». Приехав на место, мы поняли, что работы хватит всем. Наш добросовестный труд даже запечатлела местная газета, то ли «Парма», то ли «Наш Кудымкар».

 

После расчистки памятника и укрепления памятной доски наша экспедиция отправилась в п. Пешнигорт.  По заверениям местных жителей их поселок был чем-то вроде перевалочной базы при перемещении репрессированных по этапам, с места на место. Эта поездка также оказалась весьма интересной. Представители общественности и отдел культуры Пешнигорта устроили нам теплый прием. При входе в дом культуры нас встречал Николай в традиционном коми-пермяцком костюме, играя на дудочке собственного изготовления. Вообще, трубочек-дудочек у него было две - одна из пикана, другая из борщевика. Мы долго удивлялись, как он смог изготовить и играть на последней, ведь борщевик является очень ядовитым растением, опасным для человека. Оказывается, если его правильно обработать и соблюдать меры предосторожности, то все возможно.

 

Николай и его односельчане рассказали нам про традиции коми-пермяков, их одежду и ее особенности. Мы познакомились со старожилами поселка, которые рассказали много интересного, это была и беседа и коллективное интервью одновременно.

 

После посещения Пешнигорта мы отправились (не запланировано) в еще одно место, называемое местными жителями не иначе как «Вишневка», так как здесь еще до революции находились вишневые сады Строгановых. Нас же интересовало это место как один из памятников по истории репрессий, место расстрела преимущественно пермского духовенства. «Вишневка» оказалась не менее заброшенной чем, «Сухой лог». В процессе осмотра окружающей памятник территории Роберт нашел чемодан, похожий на тот, с которым обычно арестованный покидал свой родной дом и отправлялся по этапам. Простой, черный, из тонкой фанерки, но раритет. Этот экспонат решили увезти в музей «Мемориала». После частичной уборки территории мы вернулись обратно в Кудымкар.

 

Артур Михайлович, руководитель местного филиала общества «Мемориал», краевед и историк, ездивший с нами по всем названным местам памяти, казалось, просто светился, он явно был доволен нашей работой и рад, что мы посетили много мест, прибрались там, и вообще тем, что молодежь выражает такое уважение к истории.

 

В поездке по Кудымкарскому району нас также сопровождала Ольга Васильевна, председатель отдела культуры Кудымкара. Она очень переживала, что их свалки пришлось прибирать гостю из Германии. Она также выразила всем нам благодарность за работу.

 

Na_beregu_Kuvinskogo_pruda После обеда, приведения себя в порядок, осмотра на предмет укуса клещей (никого не обнаружили, никто не пострадал) была продолжена экскурсия по городу, еще раз посетили Кувинский пруд, прошлись по мосту до дальнего берега, взобрались, (правда, с небольшим усилием, подтягивая друг друга) на Красную горку. Первым высоту покорил Ваня.

 

Ах, какой вид нам открылся, сложно описать словами. Набережная, пляж, вся красота пруда и окрестностей, маковки церкви, все как на ладони.

 

В 22.30. Традиционная рефлексия. Подняли ряд важных проблем: отсутствие экспозиции о репрессиях в краеведческом музее Кудымкара, загрязнение памятных исторических мест, проблема отсутствия документального подтверждения Znak_v_Kiselevo_i_Dublenovo информации о  Пешнигорте как перевалочной базе.  Роберт также поднял проблему «культуры памяти». В наше время люди все больше теряют связь с прошлым, этим объясняется отсутствие интереса к истории, отсутствие экологической культуры. Вспоминали советское время, когда мусора практически не было, все использовалось до последней крошки, бумага шла на растопку или сдавалась в места приема макулатуры, а пластмассы не было вообще.

 

День четвертый. Экватор. Мы проработали половину запланированных мероприятий.

10.00. Выезд из уже полюбившейся  и ставшей для нас привычной, как походный дом, школы № 1. Нас ждала Юсьва. На прощание мы все громко поблагодарили директора троекратным «СПА-СИ-БО». Полчаса пути и мы уже в Юсьвинском районе. В Юсьве нас разместили на территории общежития сельскохозяйственного училища № 5. Были выходные, все студенты разъехались, кроме нас была только охранница. Мы заняли целый этаж, уютные комнатки по 4 человека. Вообще училище представляло собой такой мини-городок из 2-х общежитий, 1 учебным корпусом и посадочно-садовой территорией, с грядками, теплицами и сельхозтехникой.

 

Наша экспедиционная группа традиционно разделилась. Роберт с Юлиусом и некоторыми ребятами отправились на беседу – встречу с учениками Юсьвинской школы, а остальная часть лагеря продолжила «освоение общежития». Небольшой перерыв на обед (хочется сказать спасибо поварам Юсьвинской школы, за всю экспедицию мы не наедались так сытно и вкусно как там) и снова в дело. На этот раз Belyayeva нам предстояло брать интервью в центральной библиотеке, а также пройтись по нескольким адресам.  Сотрудники библиотеки заранее пригласили бабушек и дедушек, детей репрессированных на беседу с гостями из Перми. Роберт рассказал всем присутствовавшим о «Мемориале» и нашей экспедиции. Отдельное спасибо  им (сотрудникам библиотеки) за то, что обеспечили нас отдельными кабинетами для сбора интервью.  После общения с пожилыми людьми в библиотеке мы отправились по домам. Жители Юсьвы оказались очень общительными, гостеприимными, предлагали нам выпить  чаю (но после такого обеда сами понимаете…немного расстроили мы радушных хозяек).

 

Вечером, в районе 20.00 традиционный сбор-рефлексия, на этот раз была в беседке, напротив общежития. Когда подул сильный ветер, мы переместились в здание и беседовали, делились впечатлениями, пели до позднего вечера.

 

День пятый. Нас ожидал переезд в п. Майкор. Часть группы собирала вещи, проверяла комнаты, остальная – продолжала сбор устной истории.

 

Pamyatnyy_znak 12.00 выезд в Майкор. С нами поехали сотрудники училища, студенты и школьники. Оказывается, студенты изготовили памятный знак в виде деревянного креста. После кратковременной поездки мы остановились на месте уже заброшенных деревень Дубленово и Аксеново. Согласно архивным данным здесь размещались спецпоселенцы.

 

Пока ребята рыли яму для установки креста, остальные решили посетить заброшенные деревенские дома, ощутить дух старины. Мы почувствовали себя кем-то вроде следопытов или скаутов. В домах нашлось много интересного – часть ткацкого станка, лапти, колодки для их изготовления, корыто и много чего еще. Были сделаны красивые фотографии на память и все вернулись к месту установки памятника.

 

Роберт и Рамиль (собственно организаторы экспедиции) рассказали школьником про цели нашей поездки, что такое общество «Мемориал» и летние лагеря, пригласив школьников принять участие в их деятельности. Фото на память. Экспедиция продолжается.

 

Наше новое место дислокации – п. Майкор. Для проживания и ночевки нам было предложено весьма экзотичное здание – местный клуб. Тоня сразу присмотрела в качестве места ночевки  - сцену. А все остальные разместились на танцполе.

 

Нас ожидало посещение музея, директор которого Швецова Нина Андреевна, учитель истории в Майкорской школе, выпускница ПГУ. Она рассказала нам о традиционном крестьянском быте, утвари и одежде. Особенно был интересен рассказ про Майкорский медеплавильный завод.

 

После обеда мы посетили долгожданную баню, девушки  - у сотрудницы клуба, а мальчишки где-то на окраине Майкора.

 

Botev День шестой. Утро, сборы, подготовка к выезду на природу. И, конечно же, интервью, в здании клуба и за его пределами. Было много интересных людей и событий, о которых они рассказывали. В Майкоре мы познакомились с репрессированными российскими немцами (в годы войны 1941-45 гг. они были необоснованно объявлены пособниками Германии, в то время как уже с 18 века живут в России и стали уже гражданами нашей страны).

 

Многие жители встречали нас с радушием и угощали местными деликатесами – домашними заготовками (кого-то маринованными пестиками, кого-то вареньем из тыквы и калины, а также рыбой собственного соления), показывали свой семейный фотоархив, документы по реабилитации, фамильные реликвии.

 

В 12.30. часть нашей экспедиции отправилась на поиски места для палаточного лагеря. Кто-то из рыбаков подсказал и показал идеальный для этого, спрятанный в глубине леса, кусочек берега Камского водохранилища.

 

13.30. Группа воссоединилась =). Сравнительно быстро прошло обустройство лагеря. Вечером нас посетили гости – майкорские школьники в сопровождении учительницы, директора музея. Она рассказала нам историю своей семьи, о репрессиях, которые их коснулись.

День седьмой. Утро. Горячий завтрак – овсянка – необычное для похода меню по всем правилам здорового питания, которая составила Валя. После завтрака - выход в д. Горки, где жили и живут (хотя и в меньшем количестве) подвергшиеся репрессиям татары. Гостеприимные татары дали нам интересные интервью, как всегда угощали. Особенно повезло Тоне, ей посчастливилось отведать традиционное татарское блюдо – «Чак-чак».  


Ustanovka_pamyatnogo_znaka В д. Горки также был установлен мемориальный памятник (на фото Андрей и Юлиус за работой)

 

В течение дня многих удивила Люба. Она нашла удочку и вместе с Васей им удалось поймать речной рыбки. Пожарили, поделились по-братски

 

Вечером готовили праздничный ужин, завершающий нашу экспедицию. Делали последние фото – на память. Скидывали на рабочий ноутбук (как-то он еще работал без электричества) записи интервью, фото с интервьюерами. Рамиль, молодец, все Uchastniki_ekspeditsii систематизировал, не торопился, по папкам, по фамилиям - вот что значит специалист-архивист.

 

Вечером долго сидели у костра и пели песни, одна из них очень подходила по смыслу - «Все кончается»:

 
Спасибо вам, - не подвели, не дрогнули,
И каждый был открыт - таким, как был.
Ах, дни короткие за сердце тронули,
Спасибо вам, прощайте - до Курил...

Но история сбора интервью только начинается. Они будут изданы, напечатаны в книгах, статьях ученых и вернутся к их рассказчикам, став частью устной истории нашей Родины.

Елена Субботина

Share |
Администратор (вст) 6 августа 2013 - 15:06
Выражаем большую благодарность Елене Субботиной!
действие:ответить
Имя





mySxnOZTDTs С ноября мы начинаем проводить личные консультации для тех, кто интересуется международными волонтёрскими проектами. Консультации бесплатны и будут проходить два раза в неделю, по предварительной договоренности.

Все статьи