Кто для кого: молодежь для политики или политика для молодежи?
«Молодежная политика – политика для молодежи?» Дискуссия с таким названием состоялась в волонтерском лагере «Infolife/ Школа просветителей». В качестве эксперта в дискуссии принял участие председатель комитета по молодежной политике города Перми. Участников смены интересовали различные вопросы, связанные с молодежной политикой: что это такое? Как работают чиновники в данной сфере? Чем департамент молодежной политике может помочь инициативам молодежи?
Дождливым июльским утром в спальном корпусе лагеря, под стук дождя и шум ветра кипели нешуточные страсти. Волонтеры, заинтересованные в поиске ответов на свои вопросы, отягощенные опытом жизни в различных регионах, представляли свои мнения и взгляды на отношения к вопросам, связанным с молодежной политикой и стратегиями власти относительно молодежи.
Участники дискуссии попытались дать определение тому, что такие молодежная политика. Варианты были разные:
- Политика для молодежи и о молодежи;
- Это то, чего нет. Нет ведь понятия политики для детей или пенсионеров. Почему должна быть политика для молодежи? Основания политики партийному признаку понятно, потому что тогда люди объединены едиными идеями. А вот с молодежью все сложнее: у них разное ощущение себя, разные интересы и пристрастия. Как определить молодежь человек или уже нет? Кто-то в 25 лет считает себя молодежью, а кто-то уже нет. Это слишком широкая социально-возрастная группа. А нужны ли для этой группы какие-то специальные действия?
- Средство власти выращивать себе смену. Не только власти, но и тех людей, которые сейчас работают. Возможность подготовить себе смену;
- Определенный вектор в работе власти;
М.Ч.: А кто может заниматься молодежной политикой?
Е.Х.: Есть такая позиция, что молодежной политикой может заниматься кто угодно. Ее никто не ограничивает. Будь ты хоть слесарь, хоть депутат, но если мы будем определять, кто именно занимается молодежной политикой, кто влияет на молодежь и так или иначе участвует в ее самоопределении, развитии и реализации, мы назовем много разных групп.
Основной вопрос, интересовавший участников дискуссии, звучал так: «Зачем нужен комитет по молодежной политике? Чем занимаются сотрудники этого комитета?».
Евгений Хузин: «Комитет, который я возглавляю, решает очень важные проблемы, которые надо решать здесь и сейчас. Во-первых, важно преодолевать поколенческий разрыв. На сегодняшний день управлением занимаются люди, которым за пятьдесят лет и более. Депутатов до тридцати лет в Перми всего двое. Есть задача наладить контакт между тем поколением, которое сейчас у власти и теми, кому предстоит придти к власти. Вторая важная задача – повышение социальной ответственности молодежи. Необходимо выработать у молодых людей понимание того, какие проблемы мы можем решать сами».
Евгений Фокин (Йошкар-Ола): Есть сегодня молодежь, готовая придти на смену старшим, но ведь старшие-то уходить не хотят!!! Сейчас важна не проблема молодежи, которая как бы инертна, сейчас важна проблема власти, которая не хочет обновляться! И я думаю, что люди, которые сейчас сидят здесь, смогут прийти реально к власти, только в ситуации кризиса, когда все сыпаться начнет.
Е.Х.: Есть видение, что современный молодой человек скорее пойдет работать в «Ютел» (оператор сотовой связи), получая за свой линейный функционал большую зарплату, чем зарплата чиновника.
Об участии молодежи в управлении государством тоже не стоит иллюзий строить. Я все время спрашиваю людей, которые идут в молодежный парламент: «А почему во взрослый не идете, где есть реальная законодательная власть?» Часто встречаются молодые люди, которые на самом деле активны, но решение свое участвовать в политической жизни они приняли через «партийный пинок» пришли к решению как-то влиять.
Михаил Дубцов: «Да власть сама создает кучу формальных механизмов, которые разочаровывают молодежь в государственной службе, а то, что мы называем молодежной политикой, чаще всего превращается в бумажную работу. К примеру, регистрация волонтеров в «Жабе» (по указанному адресу чиновники проводят регистрация волонтеров с целью учета их как ресурса: jaba-point.ru/cabinet/registration/ - М.Ч.). Я как раз в то время работал чиновником, занимающимся молодежью. Мы составляли формальные списки, делали то, от чего пользы молодым людям реально никакой нет. А когда я спрашивал у начальства, зачем все это, мне говорили, что мы осваиваем человеческий ресурс».
Е.Х.: Да есть формально работающие люди, есть формальные вещи. Но есть и проблемы, которые нужно решать здесь и сейчас.
М.Ч.: Ну, какие такие проблемы, для которых нужно отдельный комитет создавать и много людей привлекать для работы?
Участник: Когда говорят о глобальных проблемах, возникает потребность уточнить какие именно проблемы и как их решает молодежная политика? По-моему, тут одни игры – не более.
Е.Х.: 5, 5 тысяч наркоманов в Пермском крае – не игра. Пермский край – топ лидер по подростковой преступности. Пермский край занимает первое место в округе по количеству тоталитарных сект. Этому кто-то должен противостоять? Это для меня не игра! Это реальные проблемы, которые мы стараемся решать. Да у нас не много денег, которыми мы распоряжаемся, но отчасти это и правильно, потому что сами молодые люди должны включаться в работу. Вот кто из вас готов взять на себя ответственность за какое-то конкретное дело?
Рома (Йошкар-Ола): Просто необходимо научить молодежь работать!
Даша (Уфа): Нужно какие-то активные формы помощи предлагать, а не обещать только. Вот я бы предложила телефон доверия для борьбы с проблемами алкоголизма в молодежной среде. У нас, например, ничего в этом направлении нет. Можно развешивать объявления.
Оля (Йошкар-Ола): Да есть у нас все эти службы: и объявления пишут, и что бесплатно сообщают, но проблема как был, так и есть. Я думаю, что прежде, чем что-то такое делать, надо понять, чем ты от других отличаешься? В чем твой подход будет лучше и полезнее.
Даша: Я могу брать ответственность. У меня есть опыт работы с алкоголиками. Я могу поддержать человека.
Е.Х.: Ну, сколько ты в себе сил чувствуете? На какой результат вы можете выйти? Для меня результат на самом деле, когда вы точно понимаете скольким людям и в какой период вы можете помочь.
Даша: Например, если алкоголизм или наркомания. Их не берут у нас на работу, а ведь есть труд, на который можно их брать. Я, например, могу взяться за одного человека, помочь ему устроиться на работу, решить его проблемы.
Рома (Йошкар-Ола): Я считаю, что важна этика, человеческая культура. Если все люди будут друг друга уважать, проблем не будет. Я думаю, что если бы надо было решать какие-то проблемы, я пошел бы к президенту и сказал бы: «Господин президент, давайте выработаем какую-то общенациональную общегосударственную идею». И если это объявить по телевизору, то эффект будет.
Е.Х.: А почему ты тогда здесь, а не на «Селигере»?
Рома: Я только здесь о нем узнал.
Е.Х.: Так таким образом можно как решать проблемы, так их и создавать. Где гарантия, что «какая-то идея» не превратится во что-то опасное. Я к тому, что прежде чем призывать к чему-то, надо точно сформулировать, что именно ты предлагаешь.
Евгений Фокин (Йошкар-Ола): Я думаю, что при помощи молодежи важно создавать точки ответственности, как делаем мы у себя: создавать коллективы, регистрировать их в вузе, а потом уже они сами работать начинают. Это даст новых управленцев (лидеров), способных к активным действиям, которых нам так не хватает. Сейчас у нас 13 организаций создано.
Е.Х.: все это проблемы организации. А как ваши организации соотносятся с теми проблемами, которые стоят перед городом.
Евгений Фокин (Йошкар-Ола): Мы не решаем проблемы города. Мы решаем свои проблемы, чтобы молодежь не шарахалась, занималась делом, не только училась. Секции нужны для противостояния наркомании, занятость они обеспечивают, ценностные ориентиры задают.
Евгений Хузин отметил так же, что его комитет является модератором городских дискуссионных площадок, которые позволяют держать интересы различных групп. В ходе дискуссии говорили еще о трудностях, связанных с реализацией молодежной политики. Это как оказалось не только недостаток финансирования и инициатив, отметили трудность установления контактов с бизнесом, проблемы во взаимодействии со сферой образования.
По окончанию дискуссии, многие участники отмечали некоторую неопределенность своих взглядов на молодежную политику. «Думать еще об этом надо, - отмечает Вера, - по-моему, после дискуссии все для меня стало еще запутанней». Другая участница отмечает, что окончательно разочаровалась в понятии молодежная политика, поскольку содержание деятельности весьма абстрактно.
Итогом дискуссии стал не только содержательный разговор о проблемах молодежи и путях их решения. Общение заставило участников критично взглянуть на себя, свою деятельность, тех, кто рядом. И каждый вынес столько, сколько был готов воспринять в этот момент. Лично я еще раз убедилась в том, что занимаюсь своим делом, в команде близких мне людей по духу и способам. По мнению Евгения Хузина, общественные организации – альтернативная воспитательная система. Согласна с этим утверждением и верю, что участники наших волонтерских смен изменились благодаря дискуссиям, которые мы проводили этим летом.
Мария Черемных
Несколько насмешил Рома, который наивно считает, что достаточно сказать обо всём президенту и всё будет тип-топ. Возможно, это было сказано во время дискуссии с иронией. Но всё равно смешно.
Я испытываю искреннее сочувствие тому делу, которое ведёт Евгений Хузин. Ведь он занимается (наверное, также как и мы в "Мемориале") в тактическом отношении абсолютно бесперспективным делом - сделать из современной пермской молодёжи хоть какое-то подобие активного, позитивного гражданского слоя среди прочего населения города. С учётом того того прошлого и настоящего, что мы имеем, это подобно усилиям муравья. В стратегическом отношения такие усилия, возможно, и приведут к какому-то положительному результату. Только вот приведут ли?
Ведь не случайно у многих, кто участвовал в разговоре осталось ощущение, что молодёжная политика - даже если согласиться в её необходимостью - сегодня пребывает в некоем вакуумном состоянии, когда непонятны до конца всем её смыслы, главная идея и можно ли вполне реально ожидать от её воплощения в ближайшем будущем конкретный результат.
Я как раз сторонник другого подхода к самой модели существования такого органа как Комитет по молодёжной политике (ну уж если он кому-то нужен и так уж хочется!). Об этом я неоднократно публично говорил и писал. Если уж действительно вести некую политику для молодёжи, то одним из её первых принципов должно стать выведение самого органа за черту обслуживания интересов местной власти и решения её проблем.
Но это уже другая, большая тема. Наверное, стоит её обсуждать уже не здесь.