Лагерь «Настоящее прошлого»: итоги работы.
5 августа 2011 года завершился необычный проект Молодёжного «Мемориала» – историко-просветительский лагерь «Настоящее прошлого». Его необычность заключалась в том, что это была попытка внедрения в традиционно существующие летние волонтёрские проекты Молодёжного «Мемориала» некой новой практики просветительской работы среди добровольцев. Изначально предполагалось создание небольшой группы волонтёров, своеобразных просветителей, которые должны были перемещаться из одного волонтёрского лагеря «Мемориала» в другой со своей, ими же самими разработанной образовательной программой по теме истории политических репрессий.
Идея эксперимента состояла в том, чтобы сместить акценты с того, кто и как будет говорить с волонтёрами на тему нарушений Прав Человека в советский период. Предполагалось, что общение будет происходить на уровне «волонтёр – волонтёр», а не на уровне «учитель – ученик» или «эксперт – волонтёр». И, конечно, здесь уже не могло быть и речи о занудных лекциях и семинарах. Формы общения могли и должны были быть более неформальными, более открытыми к диалогу, оставляющие шанс на дискуссию.
Разумеется, в этом были риски, но зато такая форма просветительской работы могла бы иметь и качественно новые результаты. Ведь молодые просветители, будучи примерно одного возраста, делясь знаниями и взглядами со своими собеседниками и при этом говоря с ними на одном языке, помогли бы им по-новому и возможно более глубже осознать историю репрессий в нашей стране и необходимость продвижения Прав Человека в современной России.
Так, как нам кажется, и получилось. Трое волонтёров-просветителей (Рамиль Фатхутдинов, Лена Петухова, Альбина Фатхутдинова), разработав свои методики проведения занятий, в период с 25 июля по 4 августа 2011 года посетили традиционные волонтёрские смены Молодёжного Мемориала: лагерь «Стирая границы» в городе Пермь, лагерь на базе Мемориального музея «Пермь-36» в деревне Кучино и лагерь «Квартира» в городе Добрянка. Формы просвещения были разнообразны и включали в себя работу в малых группах, общие дискуссии, инсценировки, анализ исторических источников, обсуждения.
Надо сказать, что это были не просто беседы на пустом месте. Ведь просветители предложили волонтёрам указанных лагерей возможность познакомиться с реальными архивными документами по истории репрессий: вещественными доказательствами, письмами Сталину, воззваниями к советскому народу и т.д.
Вот для примера один из таких архивных источников. Сегодня он хранится в Пермском архиве новейшей истории. Условное название этому источнику было дано такое – «Письмо из ГУЛАГа».
Это послание, вышитое на платке красными нитками. Его пытался передать на волю заключённый В.И. Лаищев, арестованный по доносу в 1945 году. Но оно так и не дошло до адресата и теперь хранится в архивно-следственном деле на В.И. Лаищева как вещественное доказательство.
Задание к этому источнику для волонтёров предлагалось следующее – попробовать реконструировать скрытый текст, подумав, что мог написать автор этого письма? В итоге варианты реконструированного текста, разумеется, были самыми разными. Из высказываемых мнений рождались порой нешуточные дискуссии. Как кратко, ёмко (ведь это вышивка на обыкновенном носовом платке!) и, что не менее важно, безопасно для себя и для семьи (в случае попадания послания в руки НКВД) написать письмо родным? Многие волонтёры признали, что это задание было одним из самых интересных, эмоциональных и запоминающихся.
Волонтёры лагеря «Квартира» в городе Добрянка так вспоминают свое знакомство с историей сталинских репрессий.
Вера Хорошева: «Я узнала много интересных источников. Мне понравились практико-ориентированные задания к ним. Были поставлены вопросы, заставляющие действительно размышлять, а не так, как в школе – прочитайте текст, составьте план, выделите основную мысль».
Волонтёрка из Германии Annet делится впечатлениями о форме организации просветительской работы: «Работа в группах показалась мне очень интересной и захватывающей. А сам процесс был очень информативным и эмоциональным».
Вот как делится своими впечатлениями волонтёр-просветитель Елена Петухова из Йошкар-Олы: «Я многое узнала и открыла для себя. И получила бесценный опыт модераторства. Мы настолько активно взаимодействовали друг с другом, что мне не хотелось уезжать из лагеря».
Действительно, знакомство с историей политических репрессий путём анализа подлинных документов сталинской эпохи и совместного обсуждения позволили совершенно по-другому взглянуть на малоизвестные страницы этой трагической истории. Дискуссии заставляли волонтёров не только размышлять на тему существовавшего политического режима, но и заставляли задуматься, в какой стране живём сейчас и мы. Изучение и осознание прошлого – важная задача современного молодого поколения. Нужно помнить, что народ, позабывший своё прошлое, рискует повторить его ещё раз.
Уверен, что эксперимент, связанный с проведением подобного лагеря, оправдал возложенные на него надежды.
Галерея: