Свобода: от мифа до воплощения.
Один из основных образовательных аспектов смены Инфолайф – проблема свободы слова в российском обществе. Тема эта вызвала определенный интерес среди участников смены, хотя бы уже потому, что само понятие свободы для многих людей является спорным, неоднозначным и даже иногда будоражит сознание. Споры вокруг того, что есть свобода, побудили меня и моих собратьев по разуму Кирилла и Диму провести небольшой соцопрос среди участников смены.
Нами было опрошено 15 человек, выборка была в целом случайной, но нам хотелось зацепить разнополярные мнения о сущности свободы для представления наиболее объективной картины. Вопрос был прост и сложен одновременно: «Свобода – это…».
Оказалось, что для многих респондентов основной момент в понимании свободы – это возможность (5 человек). Например, «возможность действия, воплощения желания, выбора». Четыре человека считают основным понятие ограничения: «без рамок ограничения, ограниченная неограниченность». При этом понятие ограничения напрямую соотносится с понятием возможности: «возможность, ограниченная ответственностью», «возможность реализовать свои идеи без ограничения свободы других».
2 респондента стоят на позиции отрицания свободы как таковой: «это то, чего не существует», «это миф, её не существует». Интересно, что носители этой идеи – образованные, не слабо просвещенные молодые мужчины. С точки зрения еще одного наиболее образованного, эрудированного участника смены (эксперта), «свобода – это познанная необходимость».
Для одного респондента свобода мыслится как нечто романтическое: «парить в облаках, как птица». Самый юный участник смены (7 лет) выразил свою точку зрения коротко и категорично: «свобода – это гулять!».
Также прозвучали такие варианты, как «игра по правилам» и «независимость от внешней причинности».
Таким образом, мы убедились, что сущность свободы – вопрос философского содержания, куда каждый вкладывает свои личные представления и переживания, от полного отрицания её существования до возведения в статус ключевого момента жизни. Опрос также показал, что всё же существуют универсальные категории, объединяющие мнения респондентов и делающие свободу общекультурной ценностью.
Мария Чудинова