Пермский Мемориал

Яндекс.Метрика

Новости

Я впервые в экспедиции

Я впервые в экспедиции. Она несет такой большой смысл и от этого волнительно. Это не просто поход, сплав – это экспедиция. У нас есть цель, ее нужно выполнить.

Это в городе кажется, что все по плечу, что все знаешь и готов ко всему. А там оказывается наоборот, не хочу никого пугать. Все прошло замечательно, без ЧП, за исключение только потерянной палатки Роберта в первый день сплава. Продули палатку в прямом смысле…ветром унесло. Вот там и была поисковая экспедиция, высматривали палатку по берегам, когда шли на катах, но, к сожалению, не нашли. Палатка канула в лету. Прошу прощение за лирическое отступление.

Было много впечатлений: грустных, когда слезы стояли на глазах, и приходилось их сдерживать; радостных, когда хохотали до упаду, до слез, и не могли потом уснуть; были даже фантастические впечатления, но об этом позже.

1 – 3 мая, г. Чусовой.

Chus Наш первый пункт назначения город Чусовой. Прибыли на станцию Чусовская. Там нас встретила красивая девушка с красивым именем Флюра. Она помогла нам с машиной, чтоб Flura увезти снаряжение на базу. Саша, Рамиль и Ваня Боцман уехали разгружать машину со снарягой, а мы все остальные пошли с Флюрой на автобусную остановку.

Долгожданный 6 маршрут был прямиком из советского прошлого: торокчащий, переваливающийся с боку на бок, пыльный, с дверями гармошкой. По дороге до базы Флюра рассказывала нам о городе, о зданиях, которые появлялись за окном. Я ни разу не была в Чусовом, и поэтому мне было интересно.

Chus3 В Чусовом мы жили в районном отделе комитета по молодежной политике. Это был небольшой зал, где проходят дискотеки – без окон, без дверей, полна горница людей. Спали на полу в спальниках, подстелив пенки. Засыпали трудно. Ваня Боцман загадывал на ночь загадки, на которые трудно найти ответ: что будет, если в зубную пасту добавить клей момент? Смех. Шутки, спать не хотел никто… Но! Грозные слова Саши «Щас берцем в кого-то брошу» и тишина. Все хотят вернуться домой живыми.

Chus4 Расскажу немного о Чусовом. Город делиться на две части: старый и новый город. В старой части уютные улочки, двухэтажные дома с интересными литыми балконами. В старом городе есть район – Лисьи гнезда, именно здесь в советское время жили ссыльные, раскулаченные из других областей нашей страны. Как город Чусовой молод, ему всего 70 лет, а как населенный пункт существует с XVI в. В новом городебольшое количество Chus5 многоэтажных домов, кафе, магазинов. Единственное что не стыкуется с действительностью XXI века – это название улиц: 50е ВЛКСМ, Челюскинцев…

В Чусовом есть мост, который как портал соединяет прошлое и настоящее – старый и новый город. Мы не раз возвращались по нему с интервью и каждый раз я чувствовала, что возвращаюсь из прошлого, с переживаниями пожилых людей в свое настоящее.

В Чусовом есть мост, который как портал соединяет прошлое и настоящее – старый и новый город. Мы не раз возвращались по нему с интервью, и каждый раз я чувствовала, что возвращаюсь из прошлого, с переживаниями пожилых людей в свое настоящее.

В Чусовом мы провели 2 дня и 3 ночи. За это время мы взяли интервью у репрессированных, членов их семей. Было непросто, ко всем нужен был свой подход. Кто-то сразу, с порога, начинал рассказывать о своих родителях и о себе, а другим требовались наводящие вопросы. И в результате, получалось неплохое интервью с интересной информаций.

Seletova Мое первое интервью было с Селетовой Екатериной Николаевной. Это удивительная женщина. Она сильная духом и просто клад для исследователей. Ее памяти могут позавидовать даже мои сверстники. Она читала нам по памяти стихи классиков и стихи собственного сочинения. Помнит даты и время событий своей жизни и жизни окружающих людей. Екатерина Николаевна еще очень многое может нам рассказать.

3 мая нам надо было прийти в общественный центр, куда на интервью были приглашены дети репрессированных. Мы устроили для них чаепитие. За столом рядом со мной и Аленой сидела женщина, которая все время волновалась сыты ли мы, и почему не пьем чай и не едим конфеты. Как мы не убеждали ее, она все равно следила за тем, чтобы мы кушали.

На всех нас не хватило, приходилось уже не в парах брать интервью, а по оJakovlevaдному. Я брала интервью у  Михайловой Нины Яковлевны. Ей с детства пришлось водиться с  младшими детьми: сестрой и братом. Мама умерла рано. Так как после родов она была ослаблена и была нетрудоспособна, не вышла на работу. За это ее посадили в тюрьму на 8 месяцем, но через 2 месяца выпустили. Она уже тогда была ослаблена болезнью и вскорости умерла, дети остались с отцом. Он много работал, поэтому Нине Яковлевне приходилось следить за младшими братом и сестрой. Но жили все дружно, все поддерживали друг друга. Как сказала Нина Яковлевна, что сейчас уже такого нет, да и двери тогда на замок не запирали, не боялись.

За все время нашего пребывания в Чусовом погода нас не баловала: небо закрыто тучами, холодный пронизывающий ветер. Только в утро отъезда в Горнозаводск вышло солнце, приласкало нас своим теплом. Все обрадовались и надеялись на хорошую погоду, ведь нам предстоял сплав.

4 – 5 мая, г. Горнозаводск – п. Кусье-Александровский.

После Чусового нам предстояло брать интервью в Горнозаводске и Кусье-Александровском. А затем от Кусьи начать сплав по р. Койва.

Kysia2 В КусьеKysia предстояло установить памятный знак. Ребята: Паша, Рамиль, Саша, Лена, Наташа, Юля, Ян и Маша ушли реконструировать памятный знак. Добравшись до места, они увидели, что знак упал, а на месте  слома вставлены цветы. Что ж делать, надо восстанавливать знак. Вернулись ребята, когда уже совсем стемнело, первыми появились Маша и Наташа, они прилетели со скоростью света…бежали со склона со скоростью света, но Паше все-таки удалось их запечатлеть. Конечно, ребята вернулись уставшими, но довольными.

Позднее приключилось фантастическое. Ночь. Наша последняя стоянка вблизи цивилизации в поселке Кусье-Александровский. Слышны еще голоса ребят у костра. И вдруг Пашин голос: «Что это?…Все быстрее на выход». Выбегаем кто без обуви, кто с ней. Смотрим на небо, а там медленно, оставляя за собой огромный светящийся хвост, летит что-то круглое, яркое. За лесом видно зарево. Все кидают версии: «Ой, это НЛО…сейчас заберет нас всех», кто-то сказал: «А если это война…», а потом сказал Антон и разрушил все наши фантастические предположения: «Да это ракету  наверно запустили».  «…Блок, он сгорает в атмосфере сейчас – Он сейчас упадет на Кусью! – Нет, нет, нет!». Мы проводили ее взглядом, а наш славный фотограф Паша успел снять фантастическое явление, конечно, только после нашего дружного: «Паша, снимай быстрее!».

Chudo Chudo2 Chudo3 Chudo4 Chudo5 ...

...     ..            ...            ..

Как стало понятно, мы уже жили в палатках. Все почувствовали свободу, ведь уже не надо бояться за свою жизнь, угроза быть закиданным берцами исчезла. Наш покой в ту ночь охраняли Ваня Боцман и Дима Шиллинг, спасибо им большое.

Kysia3 На следующий день мы отправились в сельсовет Кусье-Александровского, чтобы взять интервью у бабушек и дедушек. Не все из них смогли прийти, поэтому нам дали адреса, и  мы пошли по домам. Я брала интервью с Сашей, мы отправились по полученному адресу к Ниониле Исааковне. Ее рассказ был очень эмоциональным. Она родилась в семье спец. переселенцев. Родителей выслали из Беларуси, семьи родителей Нионилы Исааковны были зажиточными крестьянскими семьями. Семье Нионилы Исааковны пришлось многое пережить. Рассказывала о голодных годах, как жили в холоде.

Сама Нионила Исааковна проработала всю жизнь учителем начальных классов, ее педагогический стаж 50 лет.

Началась самая увлекательная часть нашей экспедиции – сплав. Шли по рекам на трех катамаранах. И здесь, я думаю, надо представить экипаж каждого ката. «Орландина»: капитан – Рамиль; боцман – Антон Ивонин; Юля, Наташа и Галя. «Буцефал»: капитан – Дима Окунцев; боцман – Ваня Боцман; Света, Паша и Алена. «Чума»: капитан – Саша; боцман – Дима Шиллинг; Маша, Ян, Лена и я.

Arlandina  Bucefal Chuma ...            ...

Сплав начали по Койве. Было много островов, поэтому мы уходили то в правую, то в левую протоку. По берегам лежали льдины, снег, река недавно вскрылась. Течение несло нас, шли в основном спокойно, а за адреналином шли в сторону булек, как их ласково называли. Вода была большой, а вот летом река обмельчает, и тогда отчетливо будут ощущаться пороги. Койва похожа на озорную девчонку, которая скачет, смеется, заигрывается. С ней надо быть внимательным, что бы не угодить в заросли или под расчески. На реке чувствуешь себя частью природы. Полное единение с рекой. Ощущение покоя. Когда идешь по Койве, с обеих сторон лес, потом из зарослей становятся видны бойцы – скалы, а над тобой ясное голубое небо. Да больше ничего и не надо. При виде нашей уральской, неяркой красоты природы невозможно оторвать глаз, меня особенно поразил ветровал. На склонах лежали поваленные деревья, как будто кто-то сильный и большой смел их одним махом руки. А Лена все повторяла: «…не верю своим ушам, ой глазам».

Shishiha Целью сплава был установка памятных знаков на месте бывших спецзон и спецпоселений. Первый знак был установлен еще Shishiha2 в поселке Кусье-Александровский, а второй -  на месте бывшего спецпоселения Шишиха. Мы были неприятно удивлены, когда увидели расстрелянную табличку, установленную в одну из прошлых экспедиций. Жаль, что не все понимают важность памяти о репрессиях и жертвах преступлений советской власти.

Было уже поздно, все устали и хотели отдыхать. Необходимо было найти место для лагеря. Для этого нашей команде, команде «Чумы» пришлось перейти на противоположный берег, чтобы посмотреть есть ли поблизости место для лагеря. Нам пришлось идти против течения, но мы справились. На том берегу Саше и Диме пришлось тянуть кат против течения, чтоб команда нормально загрузилась и вернулась к остальным.

Шли по воде на катах и пели песни. У каждого катамарана была свое настроение, свой характер. «Орландина» немного капризная барышня, шла, как ей хотелось, по настроению. Но старалась все-таки не отставать от остальных. «Буцефал» гордый, быстрый и маневренный. Показывал мастер-класс по «парковке» у берега. «Чума», а она и в Африке чума: быстро уходила в отрыв, еще бы в шесть весел шли, то появлялась, то исчезала. И песня звучала про Стеньку Разина, но никого за борт не бросили.

После Шишихи, была долгожданная стоянка. Все уставшие после гребли, причалили в 23.00. В темноте, с налобными фонариками, мы как светлячки сновали туда-сюда. Дежурные готовили ужин, остальные ставили палатки, укладывали снаряжение… Кажется все -  ужин готов, лагерь поставлен, согрелись, и сытые пошли спать. Опять шутки и смех в палатках, откуда только силы берутся… «При пожаре не кантовать, выносить первым» - это Ваня Боцман дал ЦУ своим сопалаточникам.

6 – 7 мая, СТВОР, Малые глухие.

По Койве было идти здорово. А дальше только Чусовая. У нее тоже свой характер. Она не такая резвая попрыгунья, как Койва. В Чусовой больше степенства. Она никуда не спешит. Мы отдыхали, шли балдамараном в два или три катамарана. А река сама нас несла, без заигрывания и без помех давала нам причалить к берегу.

Stvor Последний пункт установки памятного знака был СТВОР. Бывшая спецзона, а в наше время музей без гида. Лагерь разбили не очень далеко от него. Ребята сделали баню «и вода смывала с меня пыль и пот, и усталость прожитых лет»…Огромное им спасибо за это. После бани, чистые и уставшие, разбрелись по палаткам. Лес. Река. Месяц светил в темном небе. Эх, Stvor2сказка, одним словом.

На следующий день пришли работать, нашли артефакты, поправили надписи, Юля нашла морг, и ребята сделали новый указатель. Все как всегда шутили, работа быстрее  спориться, но ощущение все равно было неуютное. Здесь жили люди, а вернее выживали, работали, умирали и холодок по спине проходит, хоть и солнце сверху жжет. Хотелось обратно в лагерь, там все-таки жизнь, а  здесь только смерть и память.

Stvor3 Stvor4 Stvor6 Stvor9   ....      ..... Stvor5 Stvor7 Stvor8 ,,,,,,....................

Shaitan Все знаки установлены. Идем дальше по Чусовой. Камень Шайтан. По легенде, его так назвали потому, что вогулы впервые услышали ружейный выстрел, и подумали, что это  Шайтан гневается, с тех пор и повелось название. Камень и правда похож на Шайтана, есть в нем что-то демоническое и диковатое. Покрытый мхом, с пещерами внутри, которые манят вглубь. А еще чувство азарта - забраться как можно выше. Шайтан одним словом. А после него, мы остановились в бывшем спецпоселке Шайтанка. Странное ощущение, когда нет домов, других строений, свидетельствующих о жизни…только кладбище с сутулившимися, покосившимися памятниками и упавшими оградками.

Все! Наша последняя стоянка  на Малых глухих. И все как всегда, казалось бы: ставим лагерь, разводим костер, готовим ужин…но это в последний раз в этой экспедиции.

Peshera На Малых глухих есть пещера, мы отправились туда. Рядом с пещерой находится небольшое озеро, а из него вытекает речка. Говорят, озеро меняет цвет, в этот раз оно было зеленым. В пещере мы опять, как светлячки. Там было скользко, холодно и сыро, но здорово. Дошли почти до конца, дальше -  только по два человека. Разделились на пары. Когда лезешь, сначала широко, а потом становится узко и в голову утыкается камень. Не страшно, наоборот, появляется чувство азарта. Хочется еще куда-нибудь забраться, вопрос только в том, как выбраться обратно. Спасибо Паше. Он поставил свечу в пещере, и никто не споткнулся. Все выбрались и вернулись в лагерь.

Последняя ночь. Сегодня праздничный ужин. Каша гречневая с тушенкой, свежие огурчики, «сало-мало» (Лена) и, гвоздь программы, – торт из кана…ммммммм.

Костер такой яркий, что в темноте освещает лица, сидящих вокруг него. Все разные: задумчивые, грустные, веселые, хмурые, сосредоточенные, удивленные (это лицо Яна, когда Дима Шиллинг говорит, что сало вкуснее со сгущенкой). Все сытые и довольные. Поем песни. Музыкальное сопровождение экспедиции нам обеспечивали Антон и Наташа. Не стройным хором пели любимые песни. Солистом был Дима Шиллинг.

«А во сколько подъем? – В шесть!!! – Ну что, значит, сидим до семи!»

Ваня Боцман рассказал нам сказку…смешная оказалась, а Саша вспомнил рассказ «Командировка в Мурманск» Юрия Визбора.

Стихают голоса. Последние приготовления ко сну: «Соседи, я щас милицию вызову!»

Я никогда не видела такого большого неба, безграничного звездного полотна. Жаль звезды не падали в ту ночь «…может в следующий раз, а сейчас пора спать».

8 мая, Чусовой – Пермь.

Последний рывок. Считанные километры до Чусового. Теперь по берегам мы все больше видели жилые дома, людей, лес отступал, дикость заканчивалась. Река теснин несла нас к цивилизации. Пункт назначения наш был недалеко от станции Чусовская. Все три катамарана «Орландина», «Буцефал», «Чума» причалили во время. Теперь надо было разобрать каты, вымыть гондолы, уложить все снаряжение. Было очень жарко, грустно – экспедиция на финишной прямой и радостно – скоро будем дома. Собрались и отправились на станцию. Канун Дня победы, поэтому с билетами нам дали 16 георгиевских ленточек. Электричка. Кроме нас в вагоне еще туристы-сплавщики. Perm В дорогу купили два торта, всем хватило, и всем было хорошо. Весело, грустно, устало, активно. Опять по-разному у всех, но мы еще вместе. Вот уже и Пермь скоро. Выходить нам надо было на станции Мотовилиха. За минуты 2 нам надо было выгрузить все снаряжение и себя заодно. Нам помогли туристы, ехавшие с нами в вагоне, нажали вовремя на стоп-кран. Спасибо им большое!

Все? Все! Лена только поехала дальше, а Наташа вышла раньше. Ждем Роберта. Роберт! Мы были так рады его видеть. Теперь осталось дело за малым – увезти себя и снаряжение на Тургенева 8. Благополучно добрались на трамвае. Немного попугали большими рюкзаками и сумками празднично настроенных горожан.

Всё. Прибыли. Когда Роберт провожал нас в экспедицию, сказал, что самое главное – это стать командой. Роберт, мы стали командой!

.........................Perm2.........................

Share |
Роберт (вст) 12 июля 2011 - 21:28
Прекрасный текст, Таня! Простой и яркий. Молодец!
И, конечно же я рад, что вы добились своим походом важных результатов. И для себя - став командой, ощутив себя в новой роли, и для других - совершив маленький и необходимый шаг в сохранение памяти о прошлом. Очень надеюсь, что всё это было для вас не зря.
Спасибо!
действие:ответить
Имя

mySxnOZTDTs С ноября мы начинаем проводить личные консультации для тех, кто интересуется международными волонтёрскими проектами. Консультации бесплатны и будут проходить два раза в неделю, по предварительной договоренности.