Доброволец – это… Дурак с инициативой или человек с миссией?
2011 год в Пермском крае объявлен годом добровольца. Мы уже пережили год семьи и год учителя, год молодежи промчался и вот теперь нам предстоит окунуться в год добровольца. Давайте поразмышляем, каков он, облик современного добровольца (волонтёра), существующий в общественном сознании? Портрет прост и наивен: молодой человек, которому особо нечем заняться, кроме как безвозмездно творить добрые дела, помогая физическим трудом (важно!) нуждающимся. Кто те нуждающиеся, тоже понятно: старики и дети-сироты (иногда ещё тяжко больные). Такими общество (обыватели) видят добровольцев.
Стереотип? Безусловно, поскольку есть ряд ограничений, сужающих возможности восприятия: возраст, вид деятельности, благополучатели. По меркам общественного мнения, если я не сиротам помогаю, а обычных детей социализирую через образовательные проекты, то я и не волонтёр. Впрочем, если денег не беру за своё гражданское тьюторство, то может и отнесут к данной группе, но с большими сомнениями.
Нужно ли менять сложившийся в общественном сознании образ энтузиаста и бессребреника с лопатой на более современный? Кто страдает от главенства подобных стереотипов в общественном сознании?
Само общество и страдает. Непонимание сущности добровольчества отсекает от социально-значимой деятельности не только потенциальных волонтёров (родители и педагоги настороженно, а подчас и враждебно относятся к деятельности близких в данной сфере), но и ограничивает возможность самих благополучателей. Зато стереотипы выгодны нерадивым представителям власти, потому как всегда можно переложить на добровольцев то, что должно делать за деньги.
Один из возможных путей преодоления общественных стереотипов – просветительская деятельность. Добровольцам важно отыскивать площадки для взаимодействия с общественностью. И здесь нужно осознание двух направлений работы.
Публикации СМИ, как правило, повествуют не столько о деятельности волонтёров, сколько о мероприятиях. Очевидно, что сегодня недостаточно источников информации, позволяющих вникнуть в сущность добровольчества как социально-значимого явления, способствующего воспитанию гражданственности у людей разного возраста. Нынешняя ситуация складывается таким образом, что информация о людях и идеях в сфере добровольчества размещается в основном на интернет-ресурсах, не полностью освоенных обывателем. А ведь отсутствие возможности сформировать своё, пусть даже очень субъективное, мнение – это благодатное поле для домыслов и некритичного принятия чужих взглядов.
Важным фактором преодоления стереотипов является активность самих волонтёров. Замыкаясь на работе с одной целевой группой, добровольцы ограничивают не только сферу своего развития, но и не обеспечивают общество новым социальным опытом. То есть можно, конечно, ссылаясь на безразличие к мнению других, убедить себя в том, что, делая своё дело, волонтёр не нуждается в общественной оценке труда. Но без оценки общественной значимости волонтёрского труда есть риск стать объектом манипуляций со стороны государства или увеличить репутационные риски, тем самым, сократив число будущих волонтеров.
Что же делать? – спросят меня руководители добровольческих объединений. Твои предложения. Что тут можно сделать? Какой путь преодоления пропасти между нами и СМИ ты предлагаешь? Путь простой: писать самим о себе, своих делах, своих взглядах и ценностях. Есть у нас электронные СМИ – пишем туда. Увы, надежды на то, что завтра свершится чудо и пермские СМИ начнут снимать сюжеты и писать тексты о проблемах (не о формальных праздниках, а о буднях). Но ведь общество, люди, живущие рядом с нами, непременно должны понимать особенности деятельности добровольческих организаций, особенности труда своих волонтеров. Значит нужно изобретать какие-то информационные, а точнее сказать просветительские компании. Какие? А в каждом случае свои: от общения с бабушками на лавочках до системных информационных компаний по продвижению добровольчества в территории.
Чем мешают общественные стереотипы? Не способствуя развитию критичности в отношении добровольчества как явления, стереотипы усложняют работу, отягощая ее необходимостью каких-то оправданий, разъяснений со стороны участников добровольческого движения. Безусловно, нельзя нравится всем, да и задач таких мы не ставим. Считаем, важным формировать понимание общественности о добровольчестве как самостоятельном движении, ориентированном на развитие демократических отношений в обществе.
Закончу свое размышление банальностью: продвижение идей добровольчества – дело рук своих добровольцев! Скажете, что давным-давно поется сия песенка на всех возможных уровнях. Да, но как у классика «а воз и ныне там». Так может во времена информационных технологий стоит поискать какие-то новые способы преодоления общественных стереотипов о добровольчестве? Вам нравится быть человеком с метлой? Мне – нет!
В природе волонтёрства есть все те ценности, которые необходимы для цивилизованного и гармоничного развития любого социального сообщества. Но эти ценности, при всём их внешнем приятии, остаются "неприкладными", парадными, неиспользуемыми в практической жизни. В обществе очень велико Недоверие. Друг к другу, к незнакомому человеку, к чужому, к власти, к институтам типа милиции, церкви, общественным объединениям, партиям. Люди недоверяют этому миру. И отчасти их можно понять - их неоднократно обманывали самым бесстыдным образом и продолжают обманывать (посмотрите наше российское телевидение, а точнее - лучше не смотрите). Но с другой стороны, должны же быть люди, которые, извините искренне за пафос, несут Свет. Ощущение простоты и веры в Добро. В возможность оказать помощь другому сейчас, оставаясь уверенным в том, что когда-нибудь эта же помощь в трудную минуту придёт и к тебе. А как же иначе?
Вот как раз в продвижении этих простых истин и должны заниматься нынешние волонтёры. Ведь они те, кто является учителями уже других, кто придут после них. В большем количестве и с большими возможностями.