Современная российская молодежь: ведущая, ведомая или… никакая?
Роберт Латыпов, Мария Черемных
Современная российская молодежь: ведущая, ведомая или… никакая?
Дискуссия под таким названием состоялась 26 марта 2011 года на очередной, уже третьей по счёту сессии просветительского проекта пермского Молодёжного «Мемориала» «Школа просветителей «Infolife». Готовясь к ней и подыскивая вопросы для экспертов и участников, мы сформулировали и своё представление о поколении, которое сегодня называют молодёжью.
По многим признакам авторы этой статьи считать себя молодёжью уже не могут. Но кто как не мы ежедневно вместе с молодёжью учимся и мучаемся, нянчимся и вдохновляемся, делимся своим опытом, удивляем, наблюдаем, оцениваем, пытаемся строить перспективы? Работая со многими представителями российской и европейской молодёжи, мы считаем, что можем с некой степенью достоверности судить о том, что несут сегодня эти люди миру. Конечно, и этот взгляд может показаться чрезмерно субъективным и абстрактным, но с чего-то нужно начинать, на что-то надо опираться?
Так какая же она, современная российская молодёжь? Отвечая на этот вопрос, мы предлагаем следующие, очень сжатые выводы, основанные на наших наблюдениях и желании отметить её как позитивные, так и негативные качества, мешающие полноценному развитию.
Сегодняшняя молодёжь, на наш взгляд, весьма творческая и креативная. По части смелых идей и необычной их подачи она намного опережает взрослых. Но при этом она несмелая, если не сказать трусливая. Молодые люди крайне редко идут в публичные сферы. Они не пользуются своими средствами коммуникациями (которых, кстати, у них побольше, чем у многих других социально-возрастных групп) как возможными инструментами влияния на общественные и политические процессы.
C грустью констатируем, что сегодняшняя молодёжь недостаточно образована. Но при этом она любознательна: быстро осваивает новинки технического прогресса, путешествует, имеет широкий и разнообразный круг общения. Правда, любознательность молодых людей близка к инфантильности. Подобно ребёнку, который держит в руках гелевую ручку, они готовы ей воспользоваться не по прямому предназначению и даже сломать, не заморачиваясь при этом на возможный вред для себя и ущерб для окружающих. В свою очередь, инфантильный подход к жизни блокирует для них различные возможности – реализация своих прав, осмысленный выбор своей будущей профессии, успешное выстраивание карьеры и т.п.
Молодёжь у нас может быть весьма боевой и энергичной, даже агрессивной. Это хорошо продемонстрировали нам события на Манежной площади 11 декабря 2010 года. Но поскольку отсутствует некий внутренний стержень, идеологическая основа, не сформированы ценности, то она легко подвержена чужим влияниям или быстро выдыхается. Кто из нас не был свидетелем ситуации: молодёжь пошумела и разошлась, так ничего и не сделав? Признаемся, что это было свойственно данному возрасту всегда. Но не будем при этом забывать, что в юности идеалы формируют не только школа, семья и окружение, но и сам человек. А поскольку нынешние молодые люди в большинстве своём не читают книги, скептически относятся к возможностям современного образования и почти не участвуют в публичных дискуссиях, то откуда взяться самостоятельно сформулированным идеалам и ценностям?
Вопреки общераспространенному мнению, мы считаем, что молодёжь чаще всего воспринимает окружающую действительность вполне объективно, относится к потоку поступающей информации критично. Это важная положительная характеристика человека информационного общества. Но при этом молодые люди часто выбирают более яркое и броское, будь то бренд, стилистическая фишка или необычная идеология. Что ими в эти моменты движет? Лень, нежелание вникать в суть или стремление найти легкий путь и лишний раз не напрягаться? Скорее всего: и то, и другое.
Молодых людей выгодно отличает от других их сообразительность и непугливость. Они легко могут согласиться на внешне неопасный эксперимент над собой и попробовать себя в новой социальной роли. Однако, большинство из них безвольны и, увы, не трудолюбивы. У них нет привычки заставлять себя что-то делать. Имея много возможностей реализовать себя через разнообразные образовательные программы, в культуре, спорте, бизнесе, в сфере НКО и т.д., лишь единицы самостоятельно, то есть без «пинка» со стороны родителей или близких, способны дойти до результата. Это нежелание работать и добиваться чего-либо самостоятельно всегда подкрепляется различными отговорками и оправданиями.
Говоря о перспективах молодёжи в современной России, нельзя не учитывать ситуацию, в которой молодые люди живут и действуют. Анализируя её, важно отметить, что на сегодняшний день политическая грамотность и гражданская активность молодых людей сводится скорее лишь к внешним проявлениям. В инициативы государства и НКО молодые люди, конечно, включаются. Примером могут послужить многочисленные молодёжные парламенты, созданные в последние годы. Но настоящего дела и отдачи от участия в них нет. Разумеется, сегодня самим чиновникам есть чем публично отчитаться нам по работе с молодёжью. Есть множество формальных слётов, сборов, фестивалей, «селигеров», где взрослые предлагают молодым людям тусовку как способ решения социальных проблем. А вот есть ли практическая польза от этих мероприятий для самой молодёжи и изменили ли они ситуацию на местном уровне, в масштабах страны, пока остается загадкой.
Есть ли какой-то позитив в сказанном? Как это не странно – да, есть. Стоит признать, что нынешнее поколение молодёжи НЕ ОПАСНО для нынешней власти и общества. Оно не претендует на какое-то более существенное место и значение, чем сейчас. А значит, и не рассматривает себя как революционную силу. Для консервативной части общества, заинтересованной хоть в какой бы то ни было стабильности (неважно какой и с кем!), это, безусловно, бальзам на душу. Можно спать спокойно – революции и социальных потрясений в ближайшее время не предвидится. Но, не замечая в молодёжи одного из участников процесса модернизации, общество роет себе могилу. Ведь при такой самоуспокоенности – и мы все должны это понимать – начинается застой, депрессия, отставание от наших соседей, более дальновидных и успешных.
Можно ли как-то изменить ситуацию, особенно учитывая вышеперечисленные и далеко нелестные для молодёжи характеристики? Вероятно, да. Но только для начала необходимы, как минимум, определённые и недвусмысленные сигналы о том, какая она, российская молодёжь на самом деле и что она может сделать, чтобы стать более успешной и значимой в обществе. Разумеется, не создавая при этом печально известную для нашей страны революционную ситуацию, когда «верхи не могут, а низы не хотят».
Кто способен послать такие сигналы и создать условия для их выполнения? Нам кажется, что главную роль в этой работе должна взять на себя общественность, а именно наиболее активная и прогрессивная часть некоммерческих организаций и российской интеллегенции. Собственно, для них это шанс и самим не остаться за бортом истории, а стать активной и востребуемой частью российского общества.
Если же говорить о государстве, то здесь, как нам кажется, нужно иметь ввиду определённые ограничения. Мы уверены, что государственная политика относительно молодёжи будет эффективна только при непосредственном участии и заинтересованности самой молодёжи. Пока же этого явно нет. Необходимо реальное, а не мнимое взаимодействие, иначе есть риски либо бесконечного и очень дорогого манипулирования и заигрывания, либо новой революции и установления новой диктатуры. На наш взгляд, важно, чтобы государство, если и вмешивалось бы в дела молодёжи, то крайне осторожно и мудро. Вряд ли нужно создавать сверху специальные молодёжные программы и проекты, скорее должны поддерживаться перспективные инициативы самих молодых людей. Позиция государства в этом взаимодействии должна быть тьютерской: не руководство, а лишь сопровождение. Ответственный интерес без желания встать во главе молодёжи. При таком условии можно надеяться, что доселе дремлющий потенциал молодёжи уже реально будет работать на страну, а не тихо угасать в бесконечных разговорах и маниловских мечтаниях.
Завершая статью, хотим сказать, что исходя из этих размышлений, мы и реализуем в Перми проект «Infolife». Нам важно в нём не просто обучение молодых людей технологиям деятельности рекламиста, журналиста, специалиста по связям с общественностью, но и стремление сподвигнуть их на деятельность в разных сферах, оснастить инструментами гражданской активности. После третьей сессии проекта появилось ощущение, что наши мечты всё-таки смогут воплотиться в практические дела его участников.