Пермский Мемориал



Яндекс.Метрика

Новости

Пишите, Шура, пишите! или Искренность под диктовку

Мария Черемных

 

Подходит недавно ко мне бывший ученик с незамысловатым вопросом: есть ли среди моих знакомых человек, который умеет писать письма? Вопрос кажется мне как минимум забавным. Скромно отвечаю, что я вообще-то специалист по текстам. Парень мается, мнется, потом нехотя уточняет: «Не, мне нужен тот, кто Президенту письма писать умеет».

Беда моя – живое воображение. Быстро представляю, как некто сидит за столом (не за компьютером, а именно за столом) и пишет письма Президенту. Ему даже иногда отвечают…. А на стенке – диплом с надписью «Лучший автор писем Президенту». Стряхнув образ, всё-таки пытаюсь понять, в чём дело. Ответ получаю неожиданный: «Да уж больно в Москву сгонять хочется». Больше не буду томить и сразу открою вам, дорогие читатели, то, к что узнала в результате долгих расспросов моего семнадцатилетнего собеседника.

Школа, где учится Саня, участвует в каком-то конкурсе. Положение конкурса детям не показали. Представление о критериях и формате у потенциального автора эпистолярного шедевра напрочь отсутствует. Но Сане сказали, что он один из троих достойных учащихся, которых школа рекомендует на конкурс. «Представляете, как здорово было бы выиграть в таком конкурсе! – воодушевленно сообщает мне собеседник. – Там приз – поездка в Москву с проживанием и питанием, и вообще ВСЕМ!» Я пыталась уточнить, есть ли в программе встреча с Президентом, но Саньку это мало интересовало. А вот ради «Москвы на халяву», по его мнению, постараться стоило.

Я предложила молодому человеку попробовать хоть что-то написать самостоятельно, дабы было что редактировать, но мыслей у Шурки по данному вопросу как-то не наблюдалось. И пошел он, голову понурив, думу тяжкую думать, о том, где бы найти того, с позволения сказать, спичрайтера, который обеспечит ему (важно отметить не самому отсталому десятикласснику) путёвку в столицу. Знали бы вы, как меня подмывало предложить ему речь какого-нибудь политика. Дескать, списывай детка, как нам Россию обустроить. Но не сделала я этого, потому что и в правду спишет слово в слово и за своё выдаст, а комиссия конкурса, с текстом речи незнакомая, либо в недоумение придёт, либо реально дальше «двинет» – вот смеху-то будет (об авторском праве я вообще молчу).

Позвольте я не буду оценивать образовательный и воспитательный эффект подобного конкурса – оценивайте сами. Позволю себе несколько фиксаций:

ü  Что может сказать Президенту человек, с минимумом знаний по истории, экономике, политологии, культурологи и т.п.? А именно таков типичный представитель средней школы, утративший воспетое Пушкиным умение «потолковать о Ювенале, в конце письма поставить «vale».

ü  Как можно участвовать в игре, правил которой ты не знаешь? А именно так мой приятель и участвует в конкурсе: положение ему неведомо, зато есть страстное желание получить награду.

ü  Подобные конкурсы формируют у молодёжи преставление, что Президент – единственный адресат для всех проблем, предложений и т.п. В дальнейшем это ограничивает граждан в решении различных проблем. Возможный результат – тотальное неумение граждан взаимодействовать с государством. Чуть что – пишем Президенту, мысля по принципу: «вот приедет барин – барин нас рассудит». Не проще ли местных чиновников «напрягать» и озадачивать?

Не надо обладать богатой фантазией, чтобы представить какой примерно текст написал бы Шурик самостоятельно. На мой взгляд, выглядел бы этот текст примерно так:

 

«Уважаемый Президент! Пишу вам письмо, поскольку из школы нас на конкурс троих отправили. Вот я и решил: а чего не поучаствовать, в Москву-то хочется.

А учусь я в десятом классе. Занимаюсь спортом, много времени трачу на уроки. Школа у нас хорошая. В классе около тридцати человек. Не все хотят учиться, но я стараюсь, поскольку поступить смогу, только если сам подготовлюсь. А поступить хочется….

Еще у меня есть друзья. Мы ходим в клубы, тусуемся. Они думают, что у меня получится победить в конкурсе и поехать в Москву.

А в Москву хочется. Сам-то я вряд ли соберусь, поскольку средств в семье на такие поездки долго не будет: мама – воспитатель в детском саду, бабушка – пенсионерка.

Я очень хочу, чтобы мое письмо понравилось вам, господин президент.

Саня, десятиклассник из Перми».

 

Впрочем, может я и не права. Найдет Санек спичрайтера, напишут ему красивый и умный текст, отправится он в столицу…. И всё у него будет хорошо. И в России. И в мире.

Пишите, Шура, пишите!

 

Share |
ирина (вст) ( http://yandex.ru ) 20 марта 2011 - 18:46
Маша, я в восторге. Это блестящий во всех смыслах журналистский материал (жаль не смогла найти нужное для определения жанра название.
И.Д.
действие:ответить
Мария (вст) 21 марта 2011 - 11:52
Ну, вообще-то это в "жанре" мысль по поводу. Об искренности под диктовку я уже писала однажды. Похоже тема будет продолжена.
действие:ответить
(вст) 22 марта 2011 - 09:55
Хм? а так ли это? Мария говорит, что "Найдет Санек спичрайтера, напишут ему красивый и умный текст, отправится он в столицу…. И всё у него будет хорошо."

Нам что всем спичрайтера искать, чтобы правильный и умный текст писать? чтобы его поняли? чтобы его приняли и услышали?
Это какие-то каноны письмописания получаются. Ежели ты языком не владеешь, то и не дойти твоему письму до властьдержащих?
действие:ответить
Мария (вст) 22 марта 2011 - 10:57
Дело в том, что Санек пишет работу на конкурс. И владения языком, коему другу моему еще учиться и учиться, мало. Надо еще в струю мыслей жюри попасть))).
Вообще ущербность такой практики в том, что детей с малолетства ориентируют на письмо первому лицу как единственный способ решения проблемы. А как же регламенты и чиновники местного уровня? не учат взаимодействию с властью (потому что сами не умеют и не хотят учиться).
действие:ответить
(вст) 22 марта 2011 - 12:19
А где корень этой ущербности?
действие:ответить
(вст) 22 марта 2011 - 12:50
А их надо учить этому? По-моему свои права они знаю не хуже нашего..
действие:ответить
Мария (вст) 22 марта 2011 - 19:27
Прав они вообще не знают, мысля стереотипами.
Корень: взаимодействие с властью не должно строится по схеме я и первое лицо государства. Власть многоступенчата и нужно понимать кому и с каким вопросом обращаться. А так мы мелкими шажками идем к тоталитаризму и "крепкой руке" о которой так страдают многие сограждане.
действие:ответить
(вст) 23 марта 2011 - 09:06
А как же фраза: "Вы не имеете права!" ??

Как объяснить на любом уроке ученику, что с этой проблемой тебе надо идти сюда, а с этой сюда?
Как объяснить, куда вообще идти? С чего начать?
действие:ответить
Мария (вст) 23 марта 2011 - 09:38
Фраза "Вы не имеете права!" пока больше демагогия, чем реальность. как показывает опыт случаи реального нарушения прав молодыми людьми даже не идентифицируются как таковые.
Начать с анализа ситуации надо. Потом читать административный регламент и понимать чей ты "клиент" со своей проблемой. Не должен президент лампочки в подъездах вкручивать, для этого управляющая компания есть. А уж права человека тут совсем ни при чем!
действие:ответить
Мария (вст) 23 марта 2011 - 20:58
Есть еще любимая поговорка некоторых учителей, ставящих два за поведение "Имею право". Не имеют - врут, а дети ничего о правах не знают и возразить не могут.
действие:ответить
Имя





mySxnOZTDTs С ноября мы начинаем проводить личные консультации для тех, кто интересуется международными волонтёрскими проектами. Консультации бесплатны и будут проходить два раза в неделю, по предварительной договоренности.

Все статьи