Пишите, Шура, пишите! или Искренность под диктовку
Мария Черемных
Подходит недавно ко мне бывший ученик с незамысловатым вопросом: есть ли среди моих знакомых человек, который умеет писать письма? Вопрос кажется мне как минимум забавным. Скромно отвечаю, что я вообще-то специалист по текстам. Парень мается, мнется, потом нехотя уточняет: «Не, мне нужен тот, кто Президенту письма писать умеет».
Беда моя – живое воображение. Быстро представляю, как некто сидит за столом (не за компьютером, а именно за столом) и пишет письма Президенту. Ему даже иногда отвечают…. А на стенке – диплом с надписью «Лучший автор писем Президенту». Стряхнув образ, всё-таки пытаюсь понять, в чём дело. Ответ получаю неожиданный: «Да уж больно в Москву сгонять хочется». Больше не буду томить и сразу открою вам, дорогие читатели, то, к что узнала в результате долгих расспросов моего семнадцатилетнего собеседника.
Школа, где учится Саня, участвует в каком-то конкурсе. Положение конкурса детям не показали. Представление о критериях и формате у потенциального автора эпистолярного шедевра напрочь отсутствует. Но Сане сказали, что он один из троих достойных учащихся, которых школа рекомендует на конкурс. «Представляете, как здорово было бы выиграть в таком конкурсе! – воодушевленно сообщает мне собеседник. – Там приз – поездка в Москву с проживанием и питанием, и вообще ВСЕМ!» Я пыталась уточнить, есть ли в программе встреча с Президентом, но Саньку это мало интересовало. А вот ради «Москвы на халяву», по его мнению, постараться стоило.
Я предложила молодому человеку попробовать хоть что-то написать самостоятельно, дабы было что редактировать, но мыслей у Шурки по данному вопросу как-то не наблюдалось. И пошел он, голову понурив, думу тяжкую думать, о том, где бы найти того, с позволения сказать, спичрайтера, который обеспечит ему (важно отметить не самому отсталому десятикласснику) путёвку в столицу. Знали бы вы, как меня подмывало предложить ему речь какого-нибудь политика. Дескать, списывай детка, как нам Россию обустроить. Но не сделала я этого, потому что и в правду спишет слово в слово и за своё выдаст, а комиссия конкурса, с текстом речи незнакомая, либо в недоумение придёт, либо реально дальше «двинет» – вот смеху-то будет (об авторском праве я вообще молчу).
Позвольте я не буду оценивать образовательный и воспитательный эффект подобного конкурса – оценивайте сами. Позволю себе несколько фиксаций:
ü Что может сказать Президенту человек, с минимумом знаний по истории, экономике, политологии, культурологи и т.п.? А именно таков типичный представитель средней школы, утративший воспетое Пушкиным умение «потолковать о Ювенале, в конце письма поставить «vale».
ü Как можно участвовать в игре, правил которой ты не знаешь? А именно так мой приятель и участвует в конкурсе: положение ему неведомо, зато есть страстное желание получить награду.
ü Подобные конкурсы формируют у молодёжи преставление, что Президент – единственный адресат для всех проблем, предложений и т.п. В дальнейшем это ограничивает граждан в решении различных проблем. Возможный результат – тотальное неумение граждан взаимодействовать с государством. Чуть что – пишем Президенту, мысля по принципу: «вот приедет барин – барин нас рассудит». Не проще ли местных чиновников «напрягать» и озадачивать?
Не надо обладать богатой фантазией, чтобы представить какой примерно текст написал бы Шурик самостоятельно. На мой взгляд, выглядел бы этот текст примерно так:
«Уважаемый Президент! Пишу вам письмо, поскольку из школы нас на конкурс троих отправили. Вот я и решил: а чего не поучаствовать, в Москву-то хочется.
А учусь я в десятом классе. Занимаюсь спортом, много времени трачу на уроки. Школа у нас хорошая. В классе около тридцати человек. Не все хотят учиться, но я стараюсь, поскольку поступить смогу, только если сам подготовлюсь. А поступить хочется….
Еще у меня есть друзья. Мы ходим в клубы, тусуемся. Они думают, что у меня получится победить в конкурсе и поехать в Москву.
А в Москву хочется. Сам-то я вряд ли соберусь, поскольку средств в семье на такие поездки долго не будет: мама – воспитатель в детском саду, бабушка – пенсионерка.
Я очень хочу, чтобы мое письмо понравилось вам, господин президент.
Саня, десятиклассник из Перми».
Впрочем, может я и не права. Найдет Санек спичрайтера, напишут ему красивый и умный текст, отправится он в столицу…. И всё у него будет хорошо. И в России. И в мире.
Пишите, Шура, пишите!
И.Д.