Подарок к Новому году
Роберт Латыпов
председатель Пермского краевого отделения
международного общества «Мемориал»,
сопредседатель Молодёжного «Мемориала»
В субботний день 25 декабря у входа в офис Пермского краевого отделения международного общества «Мемориал» состоялся пикет. Кроме того, что акция была согласована с городскими властями, о содержании до самого её начала было известно очень мало. В уведомлении о проведении публичного мероприятия цель их выступления была заявлена как «выражение общественного мнения в отношении так называемых правозащитных организаций, таких как «Мемориал» и «Гражданское содействие», и привлечение общественного внимания к той деструктивной роли в обществе, которую играют эти организации». Имя непосредственного заявителя пикета никому из нас ничего не говорило.
Курьёзов в этой истории хватало. Для начала стоит сказать, что это первый в истории Пермского «Мемориала» публичный пикет против его деятельности. Как, наверное, и вообще, против какой-либо правозащитной организации в Перми. Но при этом проводился он в выходной день и непонятно, на кого, собственно, был рассчитан. Сотрудников и клиентов организации в этот день в офисе не было, журналистов тоже. Разве что редкие прохожие на улице.
К курьёзу можно отнести и упоминание в уведомлении двух организаций вместе. Ведь в Перми нет «Гражданского содействия». Эта уважаемая московская правозащитная организация, которая занимается проблемами мигрантов и беженцев, к сожалению, не имеет своего филиала в Перми. У Пермского краевого отделения международного общества «Мемориал» и Молодёжного «Мемориала» не было до сего дня ни одного совместного проекта с ней. Наверное, как показал этот пикет, и стоило бы иметь. Но пока по факту такого сотрудничества ещё не было. К тому же любому более или менее информированному пермяку известно, что правозащитные темы обоих «Мемориалов» лежат в несколько иной плоскости, чем у «Гражданского содействия». А именно в сфере защиты прав пожилых людей, бывших репрессированных в советский период и защиты прав молодёжи призывного возраста. Поэтому протест против «Мемориала» и «Гражданского содействия», двух разных по областям деятельности организаций, говорит либо о полной неосведомлённости и неподготовленности организаторов акции, либо об их случайном выборе двух попавших на глаза названий правозащитных объединений.
Правоту последней версии доказывает и единственный плакат, что украшал их пикет: «Либеральные ценности – химера предателей». И их листовка с откровенной ложью на «Мемориал» и другие организации. Вероятно, для пикетчиков врагами являются все правозащитники в России. Пусть даже среди них и не все либералы.
Публичное выступление против «Мемориала» можно воспринимать по-разному. Конечно, стоит признать, что для определённой части населения мы действительно деструктивная сила. Для правых националистов «Мемориал» – это очевидный раздражитель. Ладно бы, если мы только говорили о проблеме ксенофобии и национальной нетерпимости. Но ведь до последнего времени пермские мемориальцы и своими конкретными делами доказывали своё желание её хоть как-то решить, проводя публичные дискуссии, семинары для учителей и журналистов, уличные гражданские акции по закрашиванию фашистских свастик.
Для ортодоксальных коммунистов мы деструктивны, поскольку ломаем устоявшиеся стереотипы о только счастливом и только героическом советском прошлом. Выходящие каждый год новые тома Книги памяти жертв политических репрессий, установка мемориальных досок и знаков, преподавание в школах, создание новых музеев, молодёжные волонтёрские лагеря и поисковые экспедиции – не могут их не бесить.
И для многих обывателей мы, мемориальцы, также непонятны, ибо не вписываемся в общую и привычную картину жизни и социальных ролей. Мы ведь не боремся за политическую власть. Мы не обладаем большими деньгами и ресурсами. Но при этом мы чего-то требуем, влияем, убеждаем и, наконец, пусть и чуть-чуть, но меняем в окружающей реальности. Мы непонятны этим обывателям. Иногда мы их страшим. А вместе с этим им страшны и наши ценности, идеология и действия.
Для тех же, у кого образ мыслей причудливым образом сочетает и первое, и второе, и третье, мы – однозначно враги России. Количество ярлыков и обидных эпитетов в этом случае возрастает в геометрической прогрессии и в этой же пропорции уменьшается сама способность слышать наши аргументы. Тут кроме слепой злобы и ненависти не остаётся ничего. Дилетантство и безграмотность торжествуют. Здесь уже нет даже намёка на позитивное и доброе действие – кому-то реально помочь, кого-то защитить, кого-то утешить. Всё уступает жлобскому желанию очередного «позорного столба» или «стенки для предателей».
Единственное, что утешает во всей этой истории с пикетом, так это факт того, что оба «Мемориала» в Перми среди просвещённой публики по-прежнему вызывают самые разнообразные чувства и отношение, но только не равнодушие. А это уже, согласитесь, немало. Жить и работать в поле полного «одобрямс» – это значит быть очевидно мёртвыми объединениями. Это не вызывает ни новых дискуссий, ни споров. Полное приятие нашей деятельности не будит совесть других людей, не заставляет и нас быть самокритичными. Скорее оно располагает к самоуспокоенности.
Поэтому, как это не покажется странным кому-то, я благодарен этим неизвестным пикетчикам. И их выход на улицу в канун Нового года – это своеобразный подарок (я сознательно не ставлю это слово в кавычки). Этот пикет лишь подтверждение всем нам, активистам «Мемориала», что работы ещё много, что нас не все слышат, а, следовательно, надо искать новый язык, новые подходы. Путь к преодолению тоталитарного и имперского наследия сложен, ведь он связан с вещами, которые до сих пор непривычны многим россиянам – критическое отношение к своему прошлому, уважение к праву, действенный контроль за действиями властей, реальное самоуправление и т.д. Это те самые либеральные ценности, которым ещё только предстоит стать реальностью.
И, надеюсь, что этот вызов времени нами осознанно принят.