Искренность под диктовку
Оригинальность, творческий подход, патриотизм, искренность, неравнодушное отношение, уникальность письма. Как вы думаете, что это такое? Это, друзья мои, критерии по которым жюри конкурса «Письмо солдату» оценивает работы участников. Можно ли замерить искренность человека, который пишет письмо солдату, проходящему строчную службу в российской армии? И вообще как замерить, оценить искренность?
Осенью 2010 года в нашем городе проходил конкурс под названием «Письмо солдату». Конкурсами нас не удивишь, особенно учитывая тот факт, что в качестве организатора выступила известная некоммерческая организация. В этой статье речь пойдет не о конкурсах как таковых, а скорее о методах и воспитательных эффектах, которые в контексте данного мероприятия кажутся нам весьма сомнительными.
- А вы сами-то в армию собираетесь, - провокационно спрашиваю я руководителя городского актива старшеклассников Василия Зорина.
- Возможно, не знаю, как жизнь сложится.
- Ну, если вы такой конкурс организуете, то наверно у вас есть соответствующие убеждения? – не успокаиваюсь я.
- У нас сейчас в обществе сложился такой стереотип об армии, который конкурс и направлен разрушить. Мы хотим поднять уровень патриотизма. Мы хотим, чтобы ученики и студенты поняли, что служба в армии – это не плохо. У меня знакомые служили. Ничего, такого как по радио и по телевизору рассказывают, у них не было. Не было дедовщины ярко выраженной. А может они просто об этом не рассказывали, умалчивали. Но ничего плохого я от них не слышал. Я считаю, что нужно служить.
Давайте задумаемся, а несколько искренен мой собеседник? Он один из организаторов конкурса, тот человек, на которого меня перевели коллеги из «Вектора дружбы», поскольку и актив старшеклассников и организация данного проекта – их дело. Знаете, ничего не имея против молодого человека, в ходе общения я ловила себя на мысли, что мне «отвечают урок». Как в школе по принципу выучил, отбубнил учителю. Но школьный материал мы пережили и забыли, на худой конец перевели в остаточные знания, особо продвинутый вырастили в себе некоторые компетентности. Но! В данном контексте речь-то идет о ценностях. Что остается в душе человека после формального функционирования в гуманитарной сфере? Равнодушие, пренебрежение, самоуверенность, гордыня, плавно перерастающие в цинизм? Не ставим диагнозов – озвучиваем сомнения!
Откровенно говоря, читая положение конкурса «Письмо солдату», которым со мной поделились ребята (на сайтах я его не нашла, но может плохо искала), я почувствовала себя в далеком пионерском детстве. Цитирую: «Цель конкурса: создание условий для военно-патриотического воспитания старшеклассников, моральной поддержки солдат срочной службы и ветеранов Великой Отечественной войны». Одна из задач меня подкупила своей неприкрытой наивностью: «поиск новых нестандартных форм военно-патриотического воспитания, повышение престижа военной службы в РФ». О, как! Недоумеваю: конкурс писем – самое шаблонное, что можно придумать. Хотя думается, что сегодня эпистолярный жанр – не самый популярный среди молодежи, поскольку есть более динамичные формы. И все-таки одно ело писать близкому человеку, зная, что ему трудно, и он нуждается в поддержке и совсем другое – незнакомому парню ради галочки участника, а может (и это страшнее с точки зрения нравственности) ради победы в конкурсе.
Как возможность зарабатывания организаторов, конкурс как грант выгоден: затрат при наличии административного ресурса (а он у организаторов есть) почти никаких (даже положение в сети не выложили), а «работа» идет. Ресурс данного конкурса – учителя, стремящиеся заработать дополнительные баллы к стимулирующей части зарплаты (у многих критерии качества и количества суть одно). Смотрите как просто: разослал положения по школам или того интереснее на курсах, оперативках раздал – считай конкурс сделан. И еще один перл не могу не отметить: «поддержка молодежных инициатив». С каких это пор написание личного письма непонятно кому – молодежная инициатива?
Впрочем, беседа у нас с Василием Зориным состоялась интересная.
- Что нужно учесть, чтобы победить в этом конкурсе?
- Нужно, во-первых, искренне написать письмо.
- А как вы будете определять градус искренности в тексте?
- Ну, это же понятно, - Василий снисходительно изумлен. – То есть, может быть, учитель заставил написать отписку какую-нибудь, а можно искренне написать, разобравшись в теме. Еще есть критерий уникальность. Важен еще творческий подход. Ребята могут в стихах написать, рисунки приложить, сувениры какие-то дать. И неравнодушное отношение, конечно.
- К чему отношение?
- К проблеме, которую они затрагивают в своих письмах. То есть во многих письмах ребят рассуждают по поводу проблем отношения к армии: насколько это важно и нужно для страны, что молодежь сейчас не хочет служить в армии. И вот такие вопросы часто поднимаются в письмах. Все участники сами определяются, что они будут там писать. Могут стихи, могут анекдоты смешные какие-то, могут рассказать, что в городе происходит. Есть простор для творчества.
- То есть письма будут отравлены нашим землякам, пермякам? У вас есть кто-то, кто предоставляет их адреса, контакты?
- Да. Этим занимается комитет по молодежной политике. Наша задача организовать, собрать письма. А в жюри работают ребята из нашего актива.
- А как обращаются авторы писем, если не знают, кому они пишут? «Дорогой пермский призывник», представляя среднестатистического молодого человека от 18 до 27 лет.
- Да.
Обратите внимание, что, несмотря на абстрактность критериев, организаторы точно знают, чего хотят. «Правильные» ответы уже живут с сознании молодых людей и письмо, продвигающее, к примеру, интересы института альтернативной гражданской службы, не будет воспринято вообще, и уж точно не выйдет победителем. Почему, спросите вы? Да потому что представления об искренности организаторов конкурса сводятся к осуждению молодежи, которая не хочет служить в армии и к речам о том, как армия важна и нужна для страны, осуждению всех инакомыслящих и воспеванию красот Пермского края. Полагаю, что под «творческим подходом» - стержневым понятием данного конкурса - понимается традиционно любимая обывателями графомания. В жюри, кстати, представителей творческой интеллигенции не включили, обошлись чиновниками и членами актива старшеклассников, созданного «Вектором Дружбы» из участников семинара, проводимого данной организацией.
Вернемся к методу. Традиционная трудность организаторов (а конкурсу уже 5 лет) заключается в том, что учителя усаживают класс вместо урока и организуют участие детей в конкурсе. К чести ребят отмечу, что такая практика кажется им ущербной. Как пояснила мне сотрудница организации «Вектор Дружбы» «часто приходят письма, написанные по одному плану: сначала о войне, затем что-то о себе и напутствие в конце текста». Не одобряют ребята такой подход подготовки к конкурсу, но информацию организаторы распространяют через учителей.
Читая положение, задумывалась о тех, кто служит в армии. Только не подумайте, что я категорически против армейской службы. Я категорически за осознанный и самостоятельный выбор. Я за профессионалов во всем и в армии и в молодежной политике. И ратуя за профессионализм, предлагаю: представьте себя на месте солдата-срочника, которому пишут в соответствии с требованиями оформления письма: «письмо может содержать: рассказ о себе, своих планах, мечтах, жизненной позиции; авторские стихи, истории, новости из жизни города; интересующие вопросы солдатам; благодарность солдатам за службу и напутствия». И все это вместится в личное письмо мальчика или девочки? Есть у меня ощущение, что данная тематика совсем не актуальна для солдат. Ну, может им быть просто не интересно узнавать что-то о совершенно неизвестном человеке? И вообще как-то казенщиной попахивает. Напутствие так вообще явный перебор. Как кто авторы-школьники будут напутствовать солдат-срочников? Зачем менторство плодить так откровенно?
Победить в конкурсе можно индивидуально, а можно – классом (командой). Призы разнообразны – это ремонт школьного спортзала, а может – игра в пейнбол. Согласитесь – красиво: напиши лучшее письмо защитнику Родины и пойди, постреляй в своих одноклассников.
И еще один момент. На мой вопрос как письма попадут к тем, кому адресованы, мне рассказали, что этим занимается комитет по молодежной политике. Именно они разошлют письма по воинским частям. То есть кто-то берет на себя ответственность распространять информацию (адреса, имена и фамилии) о личных данных военнослужащих? По-моему, это уже нарушение закона о персональных данных.
И не подумайте, что я как так Баба Яга против. Я думаю, что среди писем, которые придут на конкурс будут вполне искренние и не заказные. Но сколько ребят формально «отожмутся» на приказ учителя писать текст на конкурс? Сколько юных формалистов вырастет на необходимости обеспечить массовое участие образовательного учреждения в конкурсе? Сколько учителей получают соблазн вбить свои стереотипы в чужие головы? Но, друзья мои, сколько же можно с пионерским энтузиазмом маршировать в прошлое. Может лучше задуматься о настоящем?
Нельзя стимулировать искренность акциями формальными по сути и содержанию. Страшно, когда молодежной инициативой называется старая песня на новый лад, порождающая искренность под диктовку. Недопустимо нарушение прав призывников
Мария Черемных