Мария Черемных. Субъективно о корпоративном добровольчестве
Напомню, 29 сентября в офисе Молодёжного «Мемориала» состоялся круглый стол на тему «Развитие корпоративного добровольчества в Перми». Мероприятие объединило представителей общественных организаций и бизнеса.
Вот сижу я после круглого стола и фантазирую. Раз – и по мановению волшебной палочки вошло в нашу жизнь корпоративное добровольчество. Все сразу стали помогать друг другу, считаться с интересами других, помогать, изменять, поддерживать. В общем, долгожданный мир во всем мире наконец-то наступил. И, поверьте, есть у меня основания для подобного рода мечтаний, поскольку собрались на круглый стол люди заинтересованные, умные, активные и достаточно критичные – а чего ещё для жизни надо?
Удивило меня наличие разнообразного опыта у участников. Есть весьма интересные практики, результативность которых не вызывает сомнения. К примеру, весьма симпатичной показалась мне акция «Красивая мама», организованная «Вектором Дружбы» для мам, лежащих с детьми в онкоцентре. В качестве корпоративных добровольцев были привлечены сотрудники салона красоты, бесплатно сделавшие дамам прически, маникюр и прочие косметические процедуры, которые и в нормальной-то жизни не каждая мама себе позволит. Как отмечает Ефим Городилов, дамам из салона так понравилось работать, помогая женщинам в трудной жизненной ситуации, что они потом и сами стали подобные «вылазки» делать. Здорово?
Интересный пример привела Нина Самарина о том, что люди, постепенно втягиваясь в добровольчество, перестают ждать команды начальства, начинают проявлять инициативу. В качестве примера руководитель фонда «Содействие» привела реакцию одного юриста, который участвует в поездках в край и проводит консультации в сельских районах. Человек уже испытывает не только профессиональный интерес (согласитесь, что полезно посмотреть на мир вокруг, понять, чем живут другие люди, попробовать себя как профессионала на других площадках), но и эмоциональное обогащение от общения с новыми людьми, от благодарности и каких-то иных, непривычных выражений ценности его как специалиста.
Примеров много и разных. А давайте задумаемся, что дает человеку (корпорации) добровольчество? Мы привыкли к общим словам типа сопричастности к хорошему делу, эмоции, иное времяпрепровождение. Я не отрицаю, что это важно. Но все-таки, давайте попробуем подойти к процессу участия в добровольчестве утилитарно, сугубо рационально и рачительно.
Считаю, что корпоративное добровольчество – это тест компании (предприятия, фирмы, учреждения) на наличие:
- Профессионалов. Я с легкостью могу быть добровольцем там, где от меня не требуется больших затрат по освоению чего-то нового, а значит сфера, где я профессионал – наиболее предпочтительна. Могу судить по себе: мне не трудно научить любого, к примеру, писать тексты, поскольку я могу «на пальцах» представить данный процесс. Если о быте говорить, то мыть окна я не пойду – на такой труд я трачу много сил и всё равно редко бываю довольна результатом. А вот научить готовить просто и из простых продуктов – запросто, т.к. успешна в этой сфере быта. Индекс профессионализма и в том, что профессионал не боится обучать других авторским приёмам. Он лишен страха, что его превзойдут ученики, поскольку уверен в себе. Так же Роберт Латыпов спокойно учит коллег проводить волонтёрские лагеря и поисковые экспедиции, поскольку каждая его экспедиция – всегда шаг вперед (попробуй, догони его с таким опытом!)
- Корпоративных ценностей компании. Ценности компании должны проявляться в общественно-значимых делах, возможно, тесно связанных с деятельностью компании. К примеру, чтобы смело выпускать конфеты и не мучиться совестью за распространение кариеса, стоит параллельно учить детей пользоваться зубной щеткой и пастой, правильно питаться, получая радость от любимого продукта и минимизируя риски для здоровья. Часто ценности корпорации напрямую отображаются в ценностях сотрудников. Например, ценности педагогов как корпорации видны в разросшемся институте репетиторства (как правило, осуществляемого втихаря, то есть без уплаты налогов). Особо аморальный срез, когда принуждают к услугами репетитора те, кто официально ведёт часы в этом же классе. Классическая учительская реплика: «Не справляетесь – берите репетитора». Анализировать не стану, отмечу, что есть и здесь добровольцы, реализующиеся в проектах организации «Мост любви», спасающие, ценой своего личного времени дружественных детей от полной неразберихи в океане предметных знаний. Лично у меня есть подруга филолог и подруга математик – обе Светланы и могут любую тему разложить по полочкам для любого нуждающегося. Это проявление профессионализма? Да. Но это и дух старых образовательных ценностей, когда предметное знание важно само по себе и когда как в классике «За державу обидно!»
- Реальности социальной озабоченности (обеспокоенности, заинтересованности) и некой креативности. Выбор дела, места, целевой группы для реализации программ корпоративного добровольчества важен и, так сказать, с демонстрационной точки зрения. К примеру, можно как все помогать старушкам или возить подарки в детский дом. Жизнь в детском доме от этого радикально не изменится. Старушки в лучшем случае примут вас за очередного кандидата в депутаты, в худшем – к чаю потребуют ещё и концерт (то, как волонтёры выращивают потребителей – тема другой статьи). Сотрудник Сбербанка Наталья отметила, что у них по проектной линии добровольчества по распоряжению московского руководства должен реализовываться проект «Счастливое детство». Трудность только в том, что сотрудники не хотят ехать в детские дома. А с чего им, собственно, хотеть? Их вообще кто-то спросил, чего они хотят? Впрочем, в таком глянцевом добровольчестве без опыта и предварительной подготовки участвовать как минимум не интересно, как максимум – глупо: что могут сказать тетеньки из банка детям, у которых второй обуви в школу нет? Где у них общие места – темы для общения, дела для реализации?! Не хочу Сбербанк обидеть, хочу сомнения в результативности выразить. Им бы с их сидячим образом работы что-то оздоровительное продвигать или экологическое, чтобы насыщение кислородом страдникам обеспечить.
Преодоление стереотипов, поиск своего пути – стратегия, которую каждая компания-донор должна выстраивать вместе со своими сотрудниками. Добровольчество предполагает равноправие, партнерство, общность ценностей и позиций. Всё это мощный ресурс для развития любой организации, нужно только суметь им воспользоваться. И не нужно думать, что корпоративное добровольчество – новый способ общественности попросить денег у бизнеса. Сегодня значительно важнее личное гражданское участие в жизни общества тех, кто добился профессионального успеха. Важно, чтобы в общественном пространстве были эффективные люди и результативные проекты. Хочется узнаваемости не только политиков, но и юристов, предпринимателей, других специалистов, живущих в нашем городе, качественно делающих своё дело. И может, когда наши успехи станут предметом скорее гордости, чем зависти, мир победит и жизнь станет лучше, легче и красочнее.
Мария Черемных,
менеджер просветительского направления Молодёжного «Мемориала»