Парламентский урок в Добрянке. Мысли по поводу…
“Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна” Гесиод
«Когда мне было четырнадцать лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел». М. Твен
Что такое школьная демократия? Реально ли участие молодых людей в управлении школой, сузом или вузом (лицеем, гимназией и т.п.)? Эти вопросы давно интересуют сотрудников Молодежного «Мемориала». Ни одна дискуссия в рамках различных проектов была посвящена данной тематике. Новый разговор о возможностях школьной демократии, об участии молодых людей в жизни своего учебного заведения состоялся 16 сентября 2010 года в Добрянке. Нас с Робертом Латыповым пригласили провести парламентский урок, тему которого мы определили как «Школьная демократия: миф или реальность?». Честно сознаюсь, что для меня ответ, к сожалению, очевиден, но ведь жизнь часто преподносит неожиданно приятные сюрпризы.
Первое, что удивило меня в Добрянке (я выражу свои удивления, а Роберт, когда вернется из Германии, добавит свои в комментариях) – как молодые люди общались с местными депутатами. Цивильно, точно, понимая то, о чем спрашивают. Не сбивались на уловки, в качестве которых использовались переходы от частной проблемы к общим вопросам. А ребятки-то не так просты, подумала я, глядя на народного избранника, который перешел к жанру «отчет перед избирателями». Впрочем, первое впечатление могло быть обманчивым.
В ходе знакомства с участниками выяснилось, что наше занятие объединило не только школьников, но и учащихся учреждения нового типа, называемого «НОЦ» (новый образовательный центр). Мы вновь удивились, сколько забот наполняют жизнь старшеклассника. И как в таком плотном графике отыскать возможность для общественной работы? А они находят. В зале собрались ребята с 8 по 10 классы, считающие себя активными и инициативными, верящие, что именно они могут управлять своими образовательными учреждениями (далее ОУ).
Вопросы, на которые мы исколи ответы вместе со школьниками из разных образовательных учреждений Добрянки, формулировались следующим образом:
- Что такое школьная демократия? Есть ли она в наличии?
- Обладает ли школьная демократия реальными ресурсами для реальной политики?
- Кто реализует школьную демократию?ü Решает ли школьная демократия проблемы школы?
- Зачем молодежи демократия, если она ей не пользуется?
Попробую, на свой страх и риск, сформулировать ответы, которые сложились у меня на основе нашей трехчасовой работы в Добрянке.
Школьники Добрянки считают, что в их ОУ демократия реально существует. Да, ряды участников школьного самоуправления не столь велики как хотелось бы, но уже есть опыт самостоятельной организации внеучебных мероприятий, а у некоторых за плечами выигранные гранты на озеленение пришкольной территории. Среди успешных проектов так же фигурировало самостоятельное проведение дискотек, организация праздников, построение индивидуальных образовательных траекторий. Так что школьная демократия в Добрянке есть. Кстати, компетентность участников в вопросах демократии подтвердила их работа с кейсами: ребята успешно справились с решением весьма противоречивых ситуаций. А это значит, что они имеют некий опыт практической деятельности.
С ресурсами все сложнее. Если под ресурсом понимать мотивацию (желание действовать, самостоятельно принимать какие-то решения), то это, безусловно, есть. Есть представления о том, как и кого можно привлечь на свою сторону. Конечно, многому нужно учиться, но как сказал И. Гете: «Хотя мир в целом двигается вперед, молодежи приходится всякий раз начинать сначала». Мы же в свою очередь, приглашаем молодых людей к участию в наших проектах и всегда рады их комментариям на наших информационных ресурсах!
На вопрос «Кто реализует школьную демократию?» отвечу суперсубъективно: активные, инициативные, позитивные, часто конструктивные молодые люди. Работать с ними нам понравилось. Хочется думать, что не в последний раз, хочется верить, что во благо.
О том, насколько школьная демократия решат проблемы школы разговор особый. Прошлой осенью я и мои коллеги из Центра гражданского образования и прав человека работали с представителями управляющих советов школ Пермского края. Я могу уверенно сказать, что даже не у всех взрослых есть полноценное представление о проблемах современной школы. Но взрослым чуть легче. Они всегда могут оглянуться назад, вспомнить что-то светлое из своего школьного детства (или темное, чего не хватило) и на основании этого, честно признаюсь сомнительного и часто не осмысленного образа, начать строить светлое будущее детей (= решать проблемы школы). Молодым людям сложнее. Сегодня им предстоит включаться в процесс управления ОУ даже не потому, что им хочется сактивничать в данной сфере опыта общественного ради. Просто от того насколько эффективно будут прожиты школьные годы зависит их будущее. Ребята рассказывали нам о своем опыте решения школьных проблем. Но можно я не буду пересказывать истории, а попрошу добрянских школьников написать об этом на наш сайт или в наши группы в социальной сети «Вконтакте».
Последний вопрос, как вы понимаете, почти провокация, на которую не попались ни молодые люди, ни приехавшие с ними педагоги. Живые обсуждения, интересные примеры, яркие выступления «о наболевшем» убедительно свидетельствуют о том, что молодые люди пользуются демократией, как не стремились сбить их с данного курса ваши покорные слуги. Из роли скептика (ну, как без ложки дегтя в бочку добрянского меда) отмечу только, что не мешало бы и миру о своих делах поведать. Не стоит замыкаться «в малом промышленном городе с размеренной жизнью» (так определяет Добрянку Наталья Перевозникова).
Перечитала написанное и подумала, что получилось то ли продолжение разговора, то ли обращение к добрянской молодежи. Впрочем, невозможно изменить пространство не соотносясь друг с другом в мыслях, чувствах, ценностях. Верю, что окончание этой заметки положит начало новому обсуждению проблем и перспектив развития школьной демократии.
Мария Черемных
С огромным уважением, Настя.