Пермский Мемориал



Яндекс.Метрика

Новости

Мамочки (часть 1. Приглашение к разговору)

***
Ты лежал мешком промеж носилок
возле Пянджа, Терека, Днестра
и тебя «дыши ещё!» просила
голосила матом медсестра.

Ты тогда, дурной от промедола,
страха смерти и хотенья жить
умолял, чтоб мамочка подолом
боль и кровь могла твою укрыть.

Что так долго мама на работе?
Мамочка, мне плохо без тебя!
- говорил, и становилась плотью
обнажённой жжёная земля.

Налетали, возвращались мухи.
Ты же мальчик, ну-ка не реви!
Не вернуть отрезанные ухи,
ушки-на-макушечке твои.

Чьи здесь были розовые пальчики?
Чьи такие - жареные - пятки?!
...Мамы, не рожайте больше мальчиков.
С мальчиками что-то не в порядке.

Алексей Евстратов

 

«В феврале 1995 года в палате одного из родильных домов рыдали две мамаши. Остальные четверо смотрели сочувственно. Шла Чеченская компания. А у этих, глупых и рыдающих, как раз родились мальчики».

М. Горбач

 

 

С июля 2010 года я являюсь руководителем просветительского направления проекта «Альтернатива бесправию» Молодежного «Мемориала». Давно я смирилась с тем, что зачатую мне трудно объяснить обывателям кем я работаю и чем занимаюсь. Но теперь ко всем «трудностям» жизни НКОшника прибавилась еще одна – тотальное мужское отторжение.

В рамках проекта «Альтернатива бесправию» мы занимаемся правовым просвещением молодых людей. Казалось бы, что спорного: любой молодой человек должен знать свои права, уметь, как ими пользоваться и уважительно относиться к правам других. Так, к примеру, в современной Германии никого не удивит молодой человек, избравший для себя в качестве возможности отдать долг Родине альтернативную гражданскую службу. Мало того, альтернативщиков в Германии много и они решают важные общественные задачи: ухаживают за больными, работают там, где не всегда могут справиться обычные служащие. По оценкам специалистов, существенная часть экономики Германии построена на ресурсе альтернативной службы. Для многих стран выбор служения Родине – очевидная и, что весьма важно, социальнозначимая возможность.

Что же происходит у нас? Поделюсь своим трехмесячным опытом «погружения» в данную тему. Первая реакция большинства мужчин на словосочетание «альтернативная гражданская служба» - истерическая. Доводы, приводимые в защиту человека с ружьем, не блещут оригинальностью: кто будет Родину защищать? А если на вас нападут, а с вами не защитник, а альтернативщик? И, самое для меня противное и оскорбительное, нечего за мамкину юбку держаться, пусть мужиками становятся!

Как филолог, прошедший фольклорную практику отмечу, что издревле стать мужчиной и отслужить в армии совершенно разные процессы (страшно рассуждать о том, что за процессы в армии происходят, если смотреть на сей вопрос традиционно). Не буду тратить силы на разоблачение «аргументов» о спасении девичьей чести (интересно посмотреть, сколько из нападающих в подворотнях успешно прошли армию и стали мужчинами. Может, и здесь статистика требуется?) и спасение нас от врагов таинственных (хотя понятно почему враг в таких случаях никак не конкретизируется – вдруг у них армия профессиональная, а у нас мягко говоря не то, чтобы…). У моих оппонентов всегда есть веский аргумент: вы там не были, не знаете, вот и не говорите.

Тогда давайте поговорим за мамину юбку. Не знаю, согласятся ли этнографы и психологи, но есть у меня уверенность, что отношения сын-мать – одна из сложнейших систем. С одной стороны что-то неразрывно связывает, а с другой – вечное противоречие, порой переходящее в конфликт. С другой стороны отношения сын-отец – состязательность и некая конкуренция, в которой одни осознают, что рано или поздно власть над миром перейдет к младшим (все им достанется), но старики за эту власть еще поборются – они же силы в мирообустройство вкладывали, не отдавать же так просто другим: пусть своим, но все равно чужым, поскольку из другого теста. Думается, что в основе обвинения в держании за юбки этот конфликт отцов и детей спрятан.

Но ведь не все вписываются в парадигму отцы-дети. Есть просто люди, стремящиеся навязать свой «правильный» путь или выбор.  «Маша, - пишет мне оппонент на портале «59 ру» - у молодых людей всегда есть выбор. Никто его не лишён. Правда, выбор не богат. Либо, честно жить, будучи достойными мужчинами. Т.е. к 18-20 годам, наконец-то уже оторваться от мамкиной юбки, заниматься спортом, не бояться вырваться из привычной комфортной обстановки, уметь постоять за себя, уметь находить контакт с обществом, уметь решать собственные проблемы и т.п. Второй вариант - пойти по пути трусости и нарушения закона. Всю жизнь прятаться, не имея возможности устроиться на нормальную работу, выехать за границу. Третий вариант - ещё большее нарушение закона. Подкуп врачей, покупка липовых диагнозов, покупка белых билетов и т.п. Четвёртый вариант: честно получить судимость за уклонение. После её погашения, получить ещё одну, за аналогичное деяние. И таким образом, "честно" дотянуть до 27 лет. Каждый волен выбирать свой вариант. Либо, наконец, становиться мужчиной, либо.... Добавлю: не армия делает мужчиной. Мужчиной надо быть уже к 18 годам. Не по первичным половым признакам или количеству женщин, а по состоянию духа».

Я не зря включила эту цитату полностью. В ней система взглядов и ценностей, доминирующая в обойденном сознании. Сразу оговорюсь, что согласна с alexsom в недопустимости незаконных способов, увы, выбираемых большинством. Интересны используемые образы «достойный мужик» и «мамкина юбка» явно противопоставляются. Кто светлее и побуждает к подражанию? Ну, разумеется, мужик.

А давайте посмотрим, где среднестатистический ребенок в своей жизни встречается с настоящими мужиками. Предположим, нашему среднестатистическому мальчику повезло, и он растет в полной семье (не думаю, что статистика меня поддержит, но мечтать так, мечтать). Сколько времени в неделю он встречается с родным отцом? Ну, вечером, когда усталый после работы родитель найдет в себе силы поговорить с сыном (не будем махровыми идеалистами – вечер не каждого дня). Стандартная траектория ребенка: садик – школа – вуз. Отрицать влияние образовательных учреждений, где мы проводим большую часть жизни на воспитание, развитие и социализацию глупо. Тогда резонный вопрос: сколько мужчин встречает мальчик на своем жизненном пути? Или есть где-то чудесные уголки с воспитателями и учителями мужчинами? Даже врачей-мужчин не так много (впрочем, это чуть-чуть другая тема). Зато в 18 лет наш, взращенный многочисленными дамами молодой человек наконец-то встретится с миром «достойных мужиков». Что сулит ему встреча? А уж тут как повезет: угадали дамы, оснащая способами – молодцы, впишется в ряды «достойных», нет – так опять-таки мамки виноваты, что широко подолами размахивали.

 Раньше отсрочка от армии, дающаяся мужчинам, работающим в школах (причем сельских!) позволяла хоть чуть-чуть разнообразить однополое школьное пространство. По сути это была бессрочная альтернативная служба, поскольку рассчитывать на приличное жалование и некие перспективы парням приходилось, а вот все тяготы школьной жизни, будучи явным меньшинством, я могу описывать долго и тщательно. Хотите? В другой раз. Пока попробую сформулировать первые простые выводы:

  • Давайте выращивать мужчин при участии представителей того же пола. Как замечательно сказал муж моей сестры: «Как быть мужиком, ты его точно научить не сможешь».
  • Давайте следить за тем, что мы говорим и пишем, изживая язык вражды. Не стоит обзываться (дразниться или иронизировать) словом «мать», потому что ничто на земле не сравнится с ежедневным трудом по созиданию новой жизни. За пафос извиняюсь, но мы ведь говорим о том, как быть должно, не отвлекаясь на исключения.

 

В далеком 2004 году был принят закон об альтернативной гражданской службе (АГС).  Много в нем противоречий, практики связанные с ним сложны и требуют участия специалистов, но.… У современных мальчишек есть реальный выбор.  Институт альтернативной гражданской службы важен для современной России как никогда ранее, потому что гуманизация и демократизация нашей жизни – важный шаг на пути к формированию цивилизованного общества.

Мария Черемных, координатор просветительского направления проекта «Альтернатива бесправию».

Share |
Имя





mySxnOZTDTs С ноября мы начинаем проводить личные консультации для тех, кто интересуется международными волонтёрскими проектами. Консультации бесплатны и будут проходить два раза в неделю, по предварительной договоренности.

Все статьи