Мария Горбач. «Стратегия-31» по-пермски
Почти год мы наблюдаем за развитием событий на Триумфальной площади. «Стратегия-31» разделила общественность на согласных и несогласных, разделяющих позицию инициаторов движения и сомневающихся в эффективности их методов взаимодействия с властью. Чувств много, противоречий и того больше.
На сайте Молодежного «Мемориала» есть прекрасная подборка статей Романа Казанцева, в которых автор описывает свои впечатления от участия в нескольких акциях «Стратегии-31», а в офисе «Мемориала» часто возникают обсуждения как проблемы этой кампании, так и способов включения в нее.
До Перми беда со свободой собраний пока не добралась. Нас лишили права выбирать мэра города, проигнорировав мнение большинства граждан, но даже во время бурной борьбы за сохранение этого права нам разрешали проводить пикеты, отстаивать позицию Коалиции «За прямые пермские выборы».
Я была руководителем одного из пикетов. Не скажу, что меня не смущали ироничные улыбки сотрудников правопорядка и комментарии типа: «Заняться вам больше нечем», «Все равно решат без вас», «Стоит ли на жаре два часа торчать»? Но все было цивильно. Вопросы задавали вежливо, процесс отслеживали на расстоянии.
Думаю, что и сопредседатель Молодёжного «Мемориала» Роберт Латыпов, руководивший несколькими пикетами, отметит и несложность процедур согласования, и отсутствие какой-либо напряженности в отношениях с милицией. Казалось бы, зачем в Перми устраивать акции по «Стратегии-31»? Но как правильно заметил Роберт, «я не могу спокойно относиться к тому, что где-то избивают моих друзей».
И, действительно, в последний год как-то тревожно приближение каждого 31 числа. Наши близкие люди участвуют в событиях на Триумфальной, организуют акции в рамках этой кампании в своих регионах. Вот и выходит, что дело общее и беда общая: и моей подруги-учительницы из Чувашии, и вызывающего искренний восторг гражданского активиста из Коми, и многих разных знакомых и незнакомых людей.
Почему? Потому что люди, помнящие ужасы тоталитарного режима знают цену свободе собраний. Впрочем, и другим свободам тоже.
В этих размышлениях о важности участия в кампании «Стратегия-31» я шла на акцию, организованную 31 августа в Перми.
Скептики еще летом посмеивались над перспективами подобных акций в столице Прикамья и, увы, были правы. Уже уходя с мероприятия, я вспомнила слова Андрея Калиха: «…А те, что все же придут на митинг, вероятно, скоро и разойдутся. В этом городе медвежьей либеральной спячки никто не приедет их разгонять».
К слову, я считаю, что мы можем этим гордиться. Но именно это, коллеги, накладывает на нас иную ответственность: просто выйти – не достаточно. Важно, чтобы был результат.
Попробую рассказать о самой акции.
Хмурое вечернее осеннее небо. Надвигающиеся тучи уныло нависают над эспланадой. Я чуть опаздываю. Меня отвлекают флаги, которые «вьются пламенем пылая». Первая мысль: «Неужели это и есть пикет в защиту «Стратегии-31»?» Затем мысленное обращение к далекому другу, на сей пикет меня пославшему: «А можно я не встану под красными флагом?»
Оказалось, что пикет это иной, тем более – уже сворачивающийся.
Пикет в поддержку «Стратегии-31» проводился у парадного подъезда административного здания, достаточно удаленно от людских потоков. Люди, конечно, пришли. Одна из организаторов с радостью сообщила мне, что и не думала, что столько людей будет. Еще бы, откуда в гражданской столице гражданская активность?!
Наши пикетчики стояли на эспланаде, напротив здания Администрации Пермского края. Со стороны смотрелось как стенка на стенку: пикетчики с табличками и журналисты с аппаратурой. Первая мысль по поводу увиденного: «Ой, так и мы, чай, не провинция. И у нас движуха гражданская имеется».
Подхожу к компании пикетчиков. Маленькую речь по поводу события произносит Роман Юшков, затем несколько журналистов задают вопросы и люди расходятся по мелким группкам: кто-то дает интервью, кто-то просто беседует о насущном.
Чувствую себя как-то странно. Ну, сказали бы, что дресскод сего пикета серо-черная гамма! Мрачно все как-то, вялотекущее. Простояв минут 10, я узнала, что пикет окончен. И все начали расходиться. Интересно, кроме приглашенных журналистов кто-то сие действо еще созерцал? А может и хорошо, что зрителей у этого шоу не было, чего позорить идею…
Я не хочу обидеть организаторов. Но для кого было сие мероприятие не понятно. Люди на выбранном участке не ходят (в силу того, что место далеко от транспорта), чиновники под конец рабочего дня в лучшем случае бегут на автобус. Для кого стояли? Для далеких единомышленников? Так может, проще было письма поддержки слать? Почему-то живо представился мне Роман Казанцев, с усмешкой глядящий на пикет.
Страшно, когда общественная активность не стремится к эффективности. Мой преподаватель Владимир Алексеевич Кустов называл подобные вещи «кое-что о чем-нибудь». Участвовать в подобном не хочется. Хочется дела настоящего и солидарности реальной, с понятными эффектами. Может не стоит всем в пикетчики идти? Может, попробуем осваивать иные формы солидарных действий?
А то, что 31 августа в Перми наконец-то состоялся пикет в поддрежку избиваемых на Триумфальной площади, я все-таки рада. Пусть такой, квеленький, но это, по-моему, всё равно лучше, чем вообще не замечать, что происходит на Триумфальной. Сама я по совершенно не зависящим от меня обстоятельствам не смогла пойти, о чем сожалею.