Ушел Вацлав Гавел.
Ушел драматург, эссеист, политический писатель, чье имя стало для Чехии, России, всей Восточной Европы символом интеллектуального противостояния диктатуре, символом конечной победы свободного разума и свободного слова над государственной ложью и насилием.
Ушел человек, воплощавший в своем творчестве и в своей общественной
деятельности дух чешского народа и чешской культуры – дух трезвой разумности и мудрой иронии. Более всего на свете Гавелу был чужд какой бы то ни было пафос, и в особенности – пафос «отца отечества», пафос трибуна и пророка, самодовольный пафос догматической правоты, из чего бы она ни исходила.
Ушел государственный деятель, положивший в основу своей политики ценности,
выработанные мыслью и практикой Сопротивления – ценности, названные его погибшим
учителем и другом, философом Яном Паточкой, «неполитической политикой». Именно
эта неполитическая политика президента Гавела – сегодня ее еще называют
«гражданской политикой» – позволила чешскому народу в небывало короткий срок
превратить социалистический Абсурдистан гавеловских пьес в страну свободы и
устойчивой демократии.
Вацлав Гавел – это редкая, можно сказать, историческая удача, выпавшая на долю
чешского народа.
Здесь, в России, на протяжении вот уже двадцати с лишним лет популярна фраза:
«Нашей стране не хватает своего Гавела!». Мы повторяли эту фразу и в самые последние дни, когда в Москве и других российских городах прошли массовые митинги в защиту демократии и свободы.
Теперь Гавела будет не хватать всему человечеству.
- Думаю, что российское общество ведет борьбу с самой жесткой из всех известных форм посткоммунизма, с этакой особенной комбинацией старых стереотипов и новой бизнес-мафиозной среды. Возможно, политологи найдут связь сложившейся в России ситуации с нынешними арабскими революциями, но лично я слышу в происходящем, прежде всего, эхо крушения «железного занавеса», отзвук политических перемен 1989-1990 годов. Поэтому я уверен, что необходимо, в первую очередь, убедить граждан России в том, что режим, который преподносится им под видом демократии, никакой демократией не является. Этот режим отмечен лишь некоторыми – крайне формальными – приметами демократии.
Не может быть и речи о демократии до тех пор, пока власть оскорбляет достоинство граждан, подминает под себя правосудие, средства массовой информации и манипулирует результатами выборов.
Но самой большой угрозой для России было бы равнодушие и апатия людей. Напротив. Они должны неустанно добиваться признания и соблюдения своих прав и свобод. Оппозиционным структурам следует объединиться, сформировать теневое правительство и разъяснять свою программу людям по всей России. Оппозиции следует создать влиятельные правовые институты для защиты граждан от полицейского и правового произвола. Оппозиция должна обратиться к соотечественникам, которые на личном опыте убедились в действенности демократических свобод на Западе, с призывом вспомнить о своих корнях и поддержать развитие гражданского общества на родине.
Специально для «Новой газеты», Прага,
http://novayagazeta.livejournal.com/444042.html?mid=54