Пермский Мемориал



Яндекс.Метрика

Новости

Итоги поисковой экспедиции «По рекам памяти» в Березниках и Усолье

На днях завершилась очередная поисковая экспедиция волонтёров пермского «Мемориала». Молодые исследователи записали около сорока устных воспоминаний жертв политических репрессий, обследовали места нескольких бывших спецпоселений Верхнекамья и установили четыре новых мемориальных знака. Большую помощь в проведении экспедиции оказали местные муниципалитеты.

 

Напомним, что проект «По рекам памяти» реализуется Пермским «Мемориалом» уже почти 15 лет. На сегодняшний день это одна из немногих общественных инициатив, благодаря которой ведётся систематический сбор информации об истории репрессий в Прикамье в сталинский период. В год проводится одна – две экспедиции в удалённые районы Прикамья, где раньше располагались спецпосёлки и лагеря ГУЛАГа. Нынешняя экспедиция проводилась в городе Березники и Усольском районах.

 

С конца 1920-х и вплоть до середины 1950-х годов сюда регулярно отправляются массовые контингенты спецпоселенцев. По официальным архивным документам к 1 января 1950 года в округе насчитывалось не менее 6 тысяч ссыльных граждан СССР, репрессированных по идеологическому, классовому и этническому принципу. Этот же период известен и массовым использованием заключённых сразу нескольких лагерных учреждений, среди которых немалую часть составляли осуждённые по политическим мотивам. Основная часть спецпоселенцев и заключённых использовалась на строительстве города Березники, Березниковского химического комбината, содового завода и иных предприятий Верхнекамья.


Репрессии по печально известной 58-й статье также коснулись жителей Березниковского и Усольского районов. По архивным данным за период в 1930 – 1950-е гг. 1192 жителя округа были репрессированы по политическим мотивам. После ареста и предъявления ложных обвинений 488 из них были расстреляны, а 516 человек получили длительные сроки заключения в лагеря ГУЛАГа. В настоящий момент все эти люди реабилитированы.

 

Состав поисковой экспедиции «Мемориала» вновь был молодёжным и интернациональным. Помимо ребят из Перми и Екатеринбурга, в ней приняли участие волонтёры из Чехии, Хорватии, Польши и Испании.

 

 

Главная их работа – это сбор «устной истории». Волонтёрами было записано на диктофоны 38 полноценных интервью с воспоминаниями местных жителей. Основную массу интервьюируемых составили пожилые люди, признанные пострадавшими от политических репрессий. Их воспоминания позволяют сегодня увидеть причины, ход и результаты репрессивных операций советского государства с точки зрения их непосредственных жертв. Сейчас только с помощью «устной истории» можно узнать и о многих аспектах из жизни репрессированных и их окружения.

 

 

Volonter_i_repressirovannaya

 

 

 

 

 

Вот только два примера. Мехоношина Любовь Сергеевна рассказала, как в 1930 году семья её деда была «раскулачена» в селе Таман Ворошиловского (ныне Усольского) района. Почти всё имущество семьи (а оно было большое) тогда раздали по соседям. Но когда же семья была освобождена из ссылки и смогла вернуться в родной Таман, то соседи, у кого оставалось имущество «раскулаченных», вернули его старым хозяевам. Эта история одновременно и о сострадании, сочувствии, но ещё и об общинной и человеческой солидарности, которая сохранялась, несмотря на репрессии и навязываемую идеологию того времени.


Другой пример. Баранкина Антонина Кузьмовна рассказала волонтёрам о том, как в 1937 году арестовали её отца. Ей тогда было всего 5 лет, и больше своего отца она никогда не видела. Был ложный донос односельчанина, её отец был быстро осуждён и расстрелян. Типичная история времён «Большого террора». Но односельчане Антонины Кузьмовны (в то время они жили в деревне Щепа Бардымского района) не отнеслись к семье «врага народа» с презрением и ненавистью, как это часто бывало в те годы, а помогли им выжить в той беде. Помогали, как могли. В селе все знали, кто был доносчиком, и встречали его укорами. А уже после смерти Сталина, осознавая своё моральное преступление и находясь под гнётом общественного порицания, бывший доносчик пришёл в дом Антонины Кузьмовны и упал на колени, умоляя о прощении.

 

В ходе поисковой экспедиции волонтёры посетили места памяти, связанные с политическими репрессиями и установили там мемориальные знаки – в городе Березники, на территории католического прихода; в центре города Усолья; в селе Орёл и в бывшем спецпосёлке с оригинальным названием – Завод Красного кирпича. На этом месте, на берегу Камы находился когда-то кирпичный завод, где трудились трудоармейцы немецкой национальности.

 

 

U_pamyatnika_zhertvam_politicheskikh_repressiy

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В этом году все памятные знаки были выполнены в виде поклонных крестов. Сама их установка сопровождалась митингами общественности. Исключение из этого ряда составила только установка в бывшем спецпосёлке Красный кирпич, потому как в наши дни, добраться туда можно только по лесным тропкам или водным транспортом. На установке знака присутствовали только представители прессы, волонтеры «Мемориала» и владелец катера, любезно согласившийся доставить нас до места.

 

 По мнению председателя «Мемориала» Роберта Латыпова, приятно удивляет помощь, которую оказывают подобным экспедициям местные власти и общественность. Например, в Усолье волонтёров бесплатно разместили в помещении школы, предоставили в полное распоряжение микроавтобус, заказали за свой счёт поклонные кресты. «Здорово, когда  присутствует понимание, что наша память – это не что-то застывшее. С ней можно и нужно работать. И привлекать к этому молодое поколение, – говорит Роберт Латыпов. – Установка мемориальных знаков превратилась везде в  импровизированные митинги и встречи с ветеранами. Это тоже одна из форм активной памяти».

 

Наверное, единственное, что омрачает радость от успехов этой и предыдущих экспедиций, – осознание того, что очевидцев политических репрессий советского периода нашей истории с каждым годом становится всё меньше и меньше, а записью рассказов о тех временах в крае занимается только «Мемориал». В общей сложности, городе Березники и в Усольском районе жертв политических репрессий осталось всего 114 человек, а пообщаться удалось и того меньше – с 38 свидетелями тех лет.

 

 

Miting_u_pamyatnika

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От некогда существовавшего посёлка Красный кирпич, сегодня остались только руины кирпичных зданий. И не каждый местный житель сможет уже сказать, что знает, где находился этот легендарный посёлок. Очень скоро услышать о малоизвестных страницах нашей истории из первых уст будет просто невозможно, останутся только записи, сделанные волонтёрами. Поэтому пермский «Мемориал» призывает всех неравнодушных присоединиться к этой работе. Такую историю нельзя предавать забвению.

 

 Контактные лица: Роберт Латыпов, председатель Пермского краевого общества «Мемориал», Александр Чернышов и Дмитрий Окунцев, соруководители экспедиции «По рекам памяти», (342) 281-95-59, pmem@yandex.ru

Share |
«
Имя





mySxnOZTDTs С ноября мы начинаем проводить личные консультации для тех, кто интересуется международными волонтёрскими проектами. Консультации бесплатны и будут проходить два раза в неделю, по предварительной договоренности.

Все статьи